Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Булатовой Е.Е, Скоковой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-14/2023 по исковому заявлению Овчинникова Андрея Александровича к Администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии по назначению муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Лысковском муниципальном районе Нижегородской области, возложении обязанности включить периоды в стаж, перерасчете пенсии за выслугу лет и взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе Овчинникова Андрея Александровича
на решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 июня 2023 года
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, судебная коллегия
установила:
Овчинников А.А. обратился в суд с иском к Администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии по назначению муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Лысковском муниципальном районе Нижегородской области, возложении обязанности включить периоды в стаж, перерасчете пенсии за выслугу лет и взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет.
Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 9 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 июня 2023 года, исковые требования Овчинникова А.А. оставлены без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Овчинниковым А.А. ставится вопрос об отмене решения Лысковского районного суда Нижегородской области от 9 января 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 июня 2023 года, как незаконных, ввиду допущенных судами нарушений норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судом, в период с 28 октября 2015 года по 31 сентября 2021 года Овчинников А.А. являлся муниципальным служащим и работал в должности "данные изъяты" Трофимовского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области, с 1 января 2021 года по 31 августа 2021 года - в должности "данные изъяты" по взаимодействию с сельскими территориями управления по благоустройству и развитию территорий администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области.
Распоряжением администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области от 31 августа 2021 года N N-м с Овчинниковым А.А. расторгнут трудовой договор в связи с выходом на пенсию.
С мая 2021 года Овчинникову А.А. назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400 "О страховых пенсиях".
На основании заявления Овчинникова А.А. решением комиссии по назначению муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Лысковском муниципальном районе Нижегородской области от 13 сентября 2021 года N 7 была установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет в размере 12 619 рублей 79 копеек, исходя из расчета: 73% среднемесячного заработка и стажа муниципальной службы 23 года 6 месяцев 16 дней: служба в армии с 18 апреля 1978 года по 17 июня 1980 года; военная служба в УКГБ СССР по Горьковской области с 27 ноября 1980 года по 30 октября 1989 год; работа в должности ведущего специалиста по юридическому обслуживанию в отделе АПК Лысковского райисполкома с 23 декабря 1989 года по 01 апреля 1994 года; работа в должности главы администрации Трофимовского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области с 28 октября 2015 года по 30 декабря 2020 года; работа в должности заместителя начальника отдела по взаимодействию с сельскими территориями управления по благоустройству и развитию территорий администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области с 01 января 2021 года по 31 августа 2021 года.
На основании представления главы администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области от 14 октября 2021 года решением комиссии по назначению муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Лысковском муниципальном районе Нижегородской области от 15 октября 2021 года N 6 Овчинникову А.А. установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет в размере 5 834 рубля 44 копейки, исходя из расчета: 55% среднемесячного заработка и стажа муниципальной службы 17 лет 8 месяцев: служба в армии с 18 апреля 1978 года по 17 июня 1980 года (1:2); работа в должности ведущего специалиста по юридическому обслуживанию в отделе АПК Лысковского райисполкома с 23 декабря 1989 года по 01 апреля 1994 года; работа в должности государственного нотариуса Лысковской государственной нотариальной конторы Нижегородской области с 02 октября 1995 года по 19 октября 1998 года; работа в должности главы администрации Трофимовского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области с 28 октября 2015 года по 30 декабря 2020 года; работа в должности заместителя начальника отдела по взаимодействию с сельскими территориями управления по благоустройству и развитию территорий администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области с 01 января 2021 года по 31 августа 2021 года.
В стаж муниципальной службы не включены периоды военной службы в УКГБ СССР по Горьковской области с 27 ноября 1980 года по 30 октября 1989 год в должности оперуполномоченного, работа в должности стажера государственного нотариуса в Главном Управлении юстиции Нижегородской области с 20 февраля 1995 года по 20 октября 1995 года.
Разрешая спор и отказывая Овчинникову А.А в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, проверив расчеты стажа и назначенной истцу пенсии исходили того, что должность стажера государственного нотариуса не входила в ранее действующий реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 года N33 и не входит в стаж государственной гражданской службы, определяемый в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", Закона Нижегородской области от 24 июня 2003 года N 48-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области"; не предусмотрено включение указанного периода в стаж муниципальной службы и Положением N373 от 30 октября 2013 года о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Лысковского муниципального района Нижегородской области; период военной службы в УКГБ СССР не зачтен в стаж муниципальной службы, так как действующим на момент назначения истцу пенсии Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Лысковского муниципального района Нижегородской области, утвержденным решением Земского собрания Лысковского муниципального района от 25 января 2017 года N1, принятым в соответствии с Законом Нижегородской области
от 24.06.2003 года N48-3, включение периодов иной военной службы (военная служба по контракту (до 1 марта 1993 г..действительная сверхсрочная военная служба в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава-действительная военная служба) в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет Положением о пенсии за выслугу лет не предусмотрено.
В судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций верными. Нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела судами применены правильно, а выводы судебных инстанции, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку судов.
Доводы кассационной жалобы Овчинникова А.А. о незаконности решения комиссии от 15 октября 2021 года по назначению муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в связи с уменьшением размера ежемесячной пенсии, судебной коллегией отклоняются, поскольку правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение истца.
Доводы кассационной жалобы Овчинникова А.А. о наличии права на включение спорного периода работы и службы в стаж муниципальной службы являлись предметом исследования судебных инстанций по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 13 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Овчинникова Андрея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.