Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мансурова Эдуарда Гафуровича на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 19 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 27 июля 2023 года, вынесенные по административному делу N2а-3848/2023 по административному исковому заявлению Мансурова Эдуарда Гафуровича о признании незаконным и отмене решения Орджоникидзевской районной территориальной избирательной комиссии города Екатеринбурга с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Екатеринбургской городской Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 от 12 июля 2023 года N 07/128 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Екатеринбургской городской Думы восьмого созыва Мансурова Эдуарда Гафуровича" и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом на выборах 10 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения Мансурова Э.Г. и его представителя Еланцева А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя окружной избирательной комиссии Семенюка С.Л, заключение прокурора Таскаевой А.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Екатеринбургской городской Думы от 20 июня 2023 года N17/93, размещенным на её официальном сайте www.egd.ru, выборы депутатов Екатеринбургской городской Думы восьмого созыва назначены на 10 сентября 2023 года.
Решением Орджоникидзевской районной территориальной избирательной комиссии города Екатеринбурга с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Екатеринбургской городской Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 (далее- ОИК) от 12 июля 2023 года N07/128 Мансурову Э.Г, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в соответствии с подпунктом 5 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области и подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отказано в регистрации кандидатом по названному избирательному округу в связи с выявлением недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, и недостаточным количеством действительных (достоверных) подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Мансуров Э.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приведенного выше решения избирательной комиссии по выборам депутатов Екатеринбургской городской Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 и о возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты на выборах 10 сентября 2023 года, указав в обоснование требований на представление полного пакета документов, включая подписные листы с необходимым количеством подписей избирателей в поддержку самовыдвижения, необходимых для регистрации кандидата.
По утверждению Мансурова Э.Г, с учетом обоснованно признанных избирательной комиссией недействительных подписей только 5 в представленных подписных листах, а 234 подписи достоверны, что является достаточным для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.
Считает, что признание избирательной комиссией 23 подписей избирателей недействительными на основании заключения эксперта является неправомерным, поскольку, вопреки выводам эксперта, фамилия, имя, отчество избирателей, дата внесения ими подписей в подписные листы внесены избирателями самостоятельно от руки печатными буквами для читаемости и однозначности вносимой информации, а сведения о месте жительства избирателя внесены лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.
Решением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 19 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 27 июля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 31 июля 2023 года, Мансуров Э.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением действующего законодательства.
ОИК Орджоникидзевского района города Екатеринбурга и прокуратурой Свердловской области представлены письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N67-ФЗ).
Согласно статье 37 Федерального закона N67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 1).
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к данному Федеральному закону (пункт 8).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1).
В силу положений пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 этой статьи (подпункт "в"); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт "г"); подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке (подпункт "е"); подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке (подпункт "л"); подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (подпункт "н").
Аналогичные основания для признания подписей избирателей недействительными предусмотрены подпунктами 3, 4, 6, 11, 12 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.
Основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подпункт 5 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области).
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, в соответствии с решением Ленинской районной территориальной избирательной комиссии города Екатеринбурга от 21.06.2023 N 6/85 для регистрации кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 необходимо представить 218 подписей, максимальное число подписей, которое может быть представлено кандидатом, составляет 239.
03.07.2023 Мансуров Э.Г. представил в окружную избирательную комиссию 105 подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, в трех папках, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата от 03.07.2023, согласно которому достоверными признано 239 подписей избирателей.
В силу пункта 3 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области проверке подлежали все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения Мансурова Э.Г, поскольку необходимое для регистрации количество подписей не превышает одну тысячу подписей.
09.07.2023 после проверки рабочей группой по приему и проверки избирательных документов комиссией признано из 239 подписей избирателей достоверными 211 подписей, недействительными - 28 подписей, что составляет 11, 7 % от числа проверенных подписей.
Основаниями для признания подписей избирателей недействительными послужили следующие обстоятельства:
2 подписи - сведения об избирателях в подписных листах не соответствуют действительности, что подтверждается справкой УВМ ГУ МВД России по Свердловской области от 5 июля 2023 года N 20/16255;
1 подпись - сведения об избирателе в подписных листах не соответствуют действительности, а также фамилия, имя, отчество избирателя указаны избирателем несобственноручно;
1 подпись - не указаны сведения, требуемые в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (подпункт "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ);
4 подписи - даты внесения подписей избирателей проставлены избирателями несобственноручно;
1 подпись - сведения об избирателе в части адреса места жительства внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей;
17 подписей - фамилия, имя, отчество избирателей указаны несобственноручно;
1 подпись - сведения об избирателе в части адреса места жительства внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, а также фамилия, имя, отчество избирателя указаны избирателем несобственноручно;
1 подпись - внесена в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункт "н" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ).
Как установлено судами, для проверки достоверности представленных сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Мансурова Э.Г. на выборах депутатов Екатеринбургской городской Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N17, избирательные документы: папки N1, N2, N3 с подписными листами были направлены в Экспертно-криминалистический отдел УМВД России по г. Екатеринбургу для проведения почерковедческого исследования.
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ предусмотрено, что к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, заключения которых являются основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Согласно заключению специалиста экспертно-криминалистического отдела УМВД России по г. Екатеринбургу "данные изъяты" в 19 строках подписных листов, представленных Мансуровым Э.Г, фамилия, имя и отчество избирателей выполнены одним лицом, в 4 строках подписных листов дата внесения подписи избирателей проставлена также одним лицом и в 2 строках сведения в части адреса места жительства внесены не самим избирателем и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, указанным в заверительной записи подписного листа, а иным лицом.
Кроме того, по сведениям УВМ ГУ МВД России по Свердловской области от 05.07.2023, в отношении 3 подписей избирателей сведения об избирателях не соответствуют действительности.
Факт выявления недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, и недостаточного количества действительных (достоверных) подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Мансурова Э.Г, послужил основанием для принятия решения об отказе Мансурову Э.Г, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N17 на выборах 10 сентября 2023 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установилфакты, свидетельствующие о несоответствии 28 подписей действительности, и, как следствие, о недостаточности 211 подписей, необходимых для регистрации, что является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судами обоснованно приняты во внимание сведения УВМ ГУ МВД России по Свердловской области от 05.07.2023 N20/16255, оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ; заключение эксперта ЭКО УМВД России по г. Екатеринбургу по проверке подписных листов от 07.06.2023 N 01-19/39, полученные с соблюдением требований, установленных пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных сведений, компетентности эксперта и обоснованности его выводов у судов не имелось.
Судами установлено и следует из материалов дела, что почерковедческое исследование подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения Мансурова Э.Г. кандидатом в депутаты Екатеринбургской городской Думы проводила эксперт-почерковед Экспертно-криминалистического отдела УМВД России по г. Екатеринбургу "данные изъяты", являющаяся штатным сотрудником УМВД России по г. Екатеринбургу и квалифицированным экспертрм-почерковедом, "данные изъяты" привлечена избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в целях оказания содействия избирательным комиссиям, организующим подготовку и проведение выборов 10 сентября 2023 года.
Следовательно, доводы кассационной жалобы об отсутствии у "данные изъяты" квалификации проводить исследование подписных листов с подписями избирателей не состоятельны, опровергаются материалами настоящего административного дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, заключение специалиста Частного негосударственного экспертного учреждения "Независимая экспертиза" от 14.07.2023, представленное административным истцом, обоснованно не принято в качестве допустимого доказательства.
Как правильно указано в апелляционном определении, заключение специалиста частного экспертного учреждения является другой точкой зрения в условиях ограниченного исследовательского материала, представленного специалисту в копиях, в распоряжение специалиста частного негосударственного экспертного учреждения представлены лишь фотокопии подписных листов и последний не был ознакомлен с подлинниками подписных листов.
Судебные инстанции правильно признали несостоятельными утверждения административного истца об изменении экспертом "данные изъяты" в судебном заседании выводов, сделанных в заключении в отношении шести подписей избирателей в ходе сравнения образцов почерка избирателей и сборщика подписей, представленных административным истцом в суде первой инстанции.
Обоснование изложенной позиции подробно приведено в апелляционном определении, содержащем правовую аргументацию на основании анализа норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в материалах дела имеются нотариально заверенные заявления избирателей, заключение специалиста Частного негосударственного экспертного учреждения Клюева Б.Ю, свидетельские показания самих свидетелей, допрошенных судом, которые оценены судами по правилам ст.ст. 59 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, им дана надлежащая оценка, они не признаны судами как допустимые доказательства по административному делу. Оснований не согласиться с ними и подвергать их сомнению у суда кассационной инстанции общей юрисдикции не имеется.
Доводы кассационной жалобы в части подсчета количества недействительных подписей в выявленных экспертом "цепочках" обоснованно не приняты судами, так как подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.
Ссылка в жалобе Мансурова Э.Г. на наличие достаточного количества подписей избирателей для его регистрации кандидатом основана на субъективных оценочных суждениях, в связи с чем не может являться основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Как разъяснено в пункте 102 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если в результате проверки избирательной комиссией подписей избирателей на основании заключения эксперта выявлены недостоверные подписи, которые выполнены от имени одного лица другим лицом, в результате чего представленных достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов, это является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Установив, что Мансуровым Э.Г. представлены подписи избирателей в количестве, недостоверном для принятия решения о регистрации кандидатом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом было принято в соответствии с действующим законодательством.
Судебные акты суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции по настоящему делу приняты с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, выводы судебных инстанций мотивированы и исчерпывающе изложены в принятых по делу судебных актах.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 19 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мансурова Эдуарда Гафуровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 11 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.