Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-96/2023 по иску Булыгина Александра Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о назначении надбавки к пенсии, как ветерану боевых действий, внесении изменений в расчет выслуги лет, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Булыгин А.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексу - ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), с учетом уточнений просил признать за ним право на повышение пенсии за выслугу лет на 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, как ветерану боевых действий; возложить на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанность назначить надбавку в размере 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и произвести перерасчет пенсии с учетом указанной надбавки с даты обращения за выплатой с 29 ноября 2019 года; включить в выслугу лет в льготном исчислении (один день военной службы за полтора дня) период военной службы с 01 ноября 2001 года по 28 июня 2003 года; включить в выслугу лет в льготном исчислении (один день военной службы за три дня) периоды фактического участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: с 10 марта 2002 года по 11 марта 2002 года, с 06 августа 2002 года по 07 августа 2002 года, с 15 сентября 2002 года по 16 сентября 2002 года, с 29 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года, с 08 декабря 2002 года по 09 декабря 2002 года, 15 января 2003 года; включить в выслугу лет в льготном исчислении (один день военной службы за полтора дня) время непрерывного нахождения на лечении в период с 15 марта 2002 года по 02 апреля 2002 года; возложить на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанность внести изменения в расчет выслуги лет, произвести перерасчет пенсии, начиная с 29
ноября 2019 года, с выплатой образовавшейся задолженности.
В обоснование заявленных требований указал, что письмом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) от 29 ноября 2019 года N 8/14286 ему отказано во внесении изменений в расчет выслуги лет, назначении надбавки, как ветерану боевых действий, на основании данных архивной справки. Считает отказ незаконным. Он является получателем пенсии по выслуге лет. Расчет пенсии произведен без учета надбавки, установленной пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в размере 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 названного Закона и без учета льготного исчисления выслуги лет в период прохождения военной службы в Северо-Кавказском регионе и выполнения задач по защите конституционных прав в условиях чрезвычайного положения с 01 ноября 2001 года по 01 июля 2003 года. Указывает, что с 01 ноября 2001 года по 28 июня 2003 года в должности водителя он проходил военную службу в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. С 30 июня 2002 года служил по контракту. Факт его включения в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции подтверждается полученной травмой. 11 дней принимал фактическое участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Награжден орденом мужества.
Указанные дни подпадают под льготное исчисление выслуги лет в соотношении один день за три дня. 15 марта 2002 года он получил ранение, период нахождения на лечении также засчитывается в выслугу в льготном исчислении в соотношении один день за полтора.
Решением Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года, исковые требования Булыгина А.В. к УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворены частично. За Булыгиным А.В. признано право на повышение пенсии за выслугу лет на 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", как ветерану боевых действий.
На УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность по назначению Булыгину А.В. надбавки в размере 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и произвести перерасчет пенсии с учетом указанной надбавки начиная с 29 ноября 2019 года. В выслугу лет в льготном исчислении включен периоды военной службы с 01 ноября 2001 года по 28 июня 2003 года из расчета один день военной службы за полтора дня. В выслугу лет в льготном исчислении включены периоды фактического участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации: с 10 марта 2002 года по 11 марта 2002 года, с 06 августа 2002 года по 07 августа 2002 года (2 дня), с 15 сентября 2002 года по 16 сентября 2002 года (2 дня), с 29 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года (2 дня), с 08 декабря 2002 года по 09 декабря 2002 года (2 дня), 15 января 2003 года (один день) - 11 дней, из расчета один день военной службы за три дня. В выслугу лет в льготном исчислении включено время непрерывного нахождения на лечении в период с 15 марта 2002 года по 02 апреля 2002 года, из расчета один день за полтора дня. На УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность по внесению изменений в расчет выслуги лет, произвести Булыгину А.В. перерасчет пенсии, начиная с 29 ноября 2019 года, выплатив образовавшуюся задолженность. В удовлетворении исковых требований Булыгина А.В. к ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отказано.
В кассационной жалобе представитель УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность. Указывает на то, что правовых оснований для включения в выслугу лет в льготном исчислении один день за три дня периода службы истца по призыву с 01 ноября 2001 года по 29 июня 2002 года и период нахождения на лечении с 15 марта 2002 года по 02 апреля 2002 года. Также указывает на то, что последним местом службы истца является ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в связи с чем полагает, что именно на данную организацию должна быть возложена обязанность по включению в расчет истца выслуги лет в льготном исчислении периодов службы по судебному постановлению. Ссылается на то, что судами не дана оценка тому, что Булыгин А.В. 28 ноября 2018 года обращался с заявлением о не включении периодов службы по контракту в льготном исчислении с 30 июня 2002 года по 01 июля 2003 года и отсутствии документов, подтверждающих службу в составе Объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона; оснований для произведения перерасчета пенсии с 29 ноября 2019 года не имеется, поскольку вина пенсионного органа отсутствует.
От представителя ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило заявление относительно доводов кассационной жалобы, в которых указал, что поддерживает доводы кассационной жалобы УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Булыгин А.В, "данные изъяты" года рождения, является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением БК 0292054, выданным в 2004 году; награжден Орденом мужества 30 сентября 2002 года; с 19 октября 2018 года является получателем пенсии за выслугу лет.
Служба истца, подлежащая зачету в выслугу лет на пенсию, назначенную по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, составила 16 лет 05 месяцев 14 дней, в льготном исчислении 23 года 04 месяца 28 дней, выплата процентной надбавки за выслугу лет составила 30%.
Пенсия за выслугу лет назначена истцу без учета ее повышения на 32% как ветерану боевых действий в соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Письмом УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 ноября 2019 года N 8/14286 на заявление истца о внесении изменений в расчет выслуги лет согласно архивной справке Федерального государственного казенного учреждения "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" сообщено, что в представленной архивной справке отсутствуют сведения о периодах, подлежащих льготному зачету (один день службы за три дня, один день службы за полтора дня и пр.). Для назначения надбавки к пенсии как ветерану боевых действий, а также внесения изменений в расчет выслуги лет, необходимо предоставить заверенные копии документов: послужной список из военного дела о прохождении службы по контракту; справку военного комиссариата с указанием периодов службы, подлежащих льготному зачету, либо приказы военной комендатуры г. Аргун/приказ руководителя ВОГОиП МВД России об участии в выполнении боевых задач.
Булыгин А.В. был призван на военную службу с 12 мая 2001 года и направлен в воинскую часть, с 01 ноября 2001 года направлен для несения военной службы по призыву в составе Объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, 30 июня 2002 года заключил контракт для дальнейшего прохождения военной службы, 01 июля 2003 года исключен из списков личного состава в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Истец принимал фактическое участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в следующие периоды: с 10 марта 2002 года по 11 марта 2002 года (2 дня), с 06 августа 2002 года по 07 августа 2002 года (2 дня), с 15 сентября 2002 года по 16 сентября 2002 года (2 дня), с 29 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года (2 дня), с 08 декабря 2002 года по 09 декабря 2002 года (2 дня) и 15 января 2003 года (1 день). Данные сведения содержатся в архивной справке от 21 марта 2019 года N 2/58276, выданной федеральным государственным казенным учреждением "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации", в выписках из приказов командира войсковой части 54039.
В соответствии с представленным выписным эпикризом 970 Военного госпиталя СКВО Министерства обороны Российской Федерации, истец находился на лечении в травматологическом отделении в/ч 52199 с 18 марта 2002 года по 02 апреля 2002 года, в связи с полученной 15 марта 2002 года травмой, при подрыве на фугасе в районе г. Аргун Чеченской Республики.
Из справки Военного комиссариата г. Мегиона от 09 марта 2004 года N 268 следует, что Булыгин А.В. с 01 ноября 2001 года по 01 июля 2003 года проходил военную службу на территории Северо-Кавказского региона, выполняя задачи по защите конституционных прав в условиях чрезвычайного положения. Имеет право на льготы, установленные Законом Ханты-Мансийского автономного округа N 31-оз от 03 мая 2000 года "О дополнительных мерах социальной защиты отдельных категорий ветеранов и иных лиц в Ханты - Мансийском автономном округе".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 16, 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статьями 18, 45, 46, 55, 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", статьей 23 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", исходил из того, что Булыгин А.В. имеет право для выплаты ему пенсии за выслугу лет с учетом надбавки, предусмотренной пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 на основании выданного ему удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего факт участия в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, поскольку законность получения истцом удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке не оспорена, удостоверение ветерана боевых действий недействительным не признано, факт его участия в выполнении задач в
ходе контртеррористических операций не опровергнут, возложив на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанность по назначению истцу надбавки в размере 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и перерасчета размера пенсии с учетом указанной надбавки, начиная с 29 ноября 2019 года, в рамках заявленных истцом требований.
Установив, что истец в период с 10 марта 2002 года по 11 марта 2002 года, с 06 августа 2002 года по 07 августа 2002 года (2 дня), с 15 сентября 2002 года по 16 сентября 2002 года (2 дня), с 29 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года (2 дня), с 08 декабря 2002 года по 09 декабря 2002 года (2 дня), 15 января 2003 года (1 день), то есть всего 11 дней принимал участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о включении спорных периодов такого участия в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день военной службы за три дня в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Разрешая требование о включении в выслугу лет в льготном исчислении периода службы с 01 ноября 2001 года по 28 июня 2003 года, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период истец в должности водителя проходил военную службу в составе Объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, а с 15 марта 2002 года по 02 апреля 2002 года в связи с полученным ранением года находился на лечении в военном госпитале, пришел к выводу о включении указанных периодов в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день военной службы за полтора дня.
Включив указанные периоды в выслугу лет истца в льготном исчислении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 50, 51, 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации; названные лица обращаются с заявлениями о назначении пенсий в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, пришел к выводу о возложении на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанность внести изменения в расчет выслуги лет истца с учетом указанных периодов и произвести перерасчет пенсии, начиная с 29 ноября 2019 года, выплатив образовавшуюся задолженность.
Отказывая в удовлетворении требований к ГУ МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и ее назначение осуществляется органами внутренних дел, у истца отсутствуют требования к ГУ МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, среди которых лица, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 и более лет (подпункт "а" части 1 статьи 5, подпункт "а" части 1 статьи 13 этого закона).
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I также предусмотрены основания для повышения размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
В силу части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные названным законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции на момент спорных отношений) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного закона, в соответствии с законодательством.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", действовавшей на дату выдачи в 2004 году Булыгину А.В. удостоверения ветерана боевых действий, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их права и льготы.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что к числу лиц, которым на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I предоставляется такая мера социальной поддержки, как повышение пенсии за выслугу лет, отнесены, в частности, ветераны боевых действий из числа военнослужащих, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Таким ветеранам боевых действий пенсии повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. Реализация названной меры социальной поддержки военнослужащих - ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается в том числе при документальном подтверждении факта участия их в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что основанием для повышения пенсии за выслугу лет у истца, как сотрудника Государственной противопожарной службы, на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, является наличие статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением, в связи с чем пришли к верному выводу о возложении на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности по назначению Булыгину А.В. указанной надбавки.
Между тем, возлагая на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры обязанность произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанной надбавки с 29 ноября 2019 года, судами не применены нормы материального права, регулирующие данные отношения.
В случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части 2 статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются, в частности, в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
Исходя из изложенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела, а также того, что в материалах личного дела истца имеются сведения о том, что Булыгину А.В. в 2004 году выдано удостоверение ветерана боевых действий, назначение истцу пенсии по выслуге лет, а также обязанность проверить правильность расчетов и представленных документов, возлагается на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, куда Булыгин А.В. 19 октября 2018 года обратился с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, в связи с чем судами верно возложена обязанность по включению в выслугу лет в льготном исчислении на УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.
Таким образом, суды не учли, что в силу вышеприведенных норм права у истца возникло право на назначение пенсии в повышенном размере как ветерану боевых действий с 19 октября 2018 года; не установили по каким причинам истцу не была назначена с 19 октября 2018 года в повышенном размере как ветерану боевых действий.
Наряду с этим суд первой инстанции, ссылаясь на часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разрешая требование истца о перерасчете размера пенсии с учетом надбавки 32%, пришел к выводу о необходимости произведения перерасчета размера пенсии с 29 ноября 2019 года.
Однако, из изложенных выше норм права следует, что суд, рассматривая спор, возникший в связи с неправомерными действиями пенсионного органа по расчету размера пенсии пенсионера, проверяет правильность назначения пенсии. В случае, если пенсионным органом нарушены права, направленные на пенсионное обеспечение, в частности, неправильным определением размера пенсии, суд не лишен возможности указать в решении на право истца получить перерасчет пенсии с момента ее назначения, соответственно при таких обстоятельствах положения части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции в указанной части данные нарушения не устранил.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Согласно абзацам "е" и "ж" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации":
- время военной службы (службы) в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, но не ранее чем с 3 августа 1998 года; время военной службы (службы) в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с привлечением к участию в этой операции идет в льготном исчислении - один день за полтора;
- время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками (руководителями) органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, (федеральных государственных органов) военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 года или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 года, а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции - один день службы за три дня.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Порядка исчисления выслуги лет N 941 военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, только периоды службы по контракту могут быть отнесены к периодам, предусмотренным абзацем "е" и "ж" пункта 3 Порядка исчисления выслуги лет N 941, подлежащим включению в выслугу лет в льготном порядке.
Поскольку служба Булыгина А.В. в период с 01 ноября 2001 года по 29 июня 2002, а также участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 10 марта 2002 года по 11 марта 2002 года (2 дня) и лечение с 18 марта 2002 года по 02 апреля 2002 года осуществляюсь во время несения военной службы по призыву, то есть не в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении в соответствии с абзацами "е" и "ж" пункта 3 Порядка исчисления выслуги лет N 941, то выводы судов об обоснованности включения указанных периодов в выслугу лет истца в льготном исчислении нельзя признать законными и обоснованными.
При этом выводы судов обеих инстанций о включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов военной службы истца по контракту во время выполнения военной службы в составе Объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 30 июня 2002 года по 28 июня 2003 года, а также периодов, когда Булыгин А.В. принимал фактическое участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в следующие периоды: с 06 августа 2002 года по 07 августа 2002 года (2 дня), с 15 сентября 2002 года по 16 сентября 2002 года (2 дня), с 29 ноября 2002 года по 30 ноября 2002 года (2 дня), с 08 декабря 2002 года по 09 декабря 2002 года (2 дня) и 15 января 2003 года (1 день), соответствуют вышеизложенному правовому регулированию и сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что судами не дано оценки заявлению истца от 28 ноября 2018 года, в котором он просил не включать периоды службы по контракту в льготном исчислении, отсутствию документов, подтверждающих службу в составе Объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, фактического участия в проведении контртеррористических операциях и вины пенсионного органа, отклоняются.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды пришли к верному выводу о том, что истец обратился в 2019 году к ответчику с заявлением о внесении изменений в расчет выслуги лет, приложив подтверждающие документы, однако пенсионным органом письмом от 29 ноября 2019 года в изменении расчета выслуги лет в льготном исчислении и как следствие в изменении размера пенсии было необоснованно отказано, в связи с чем пришли к верному выводу о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии истца с учетом включенных периодов в льготном исчислении с 29 ноября 2019 года, поскольку ранее указанного периода необходимые документы в распоряжении ответчика отсутствовали.
На основании изложенного, судебные постановления в той части, которой Булыгину А.В. включены в выслугу лет в льготном исчислении период военной службы по призыву с 01 ноября 2001 года по 29 июня 2002 года из расчета один день военной службы за полтора дня, период фактического участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 10 марта 2002 года по 11 марта 2002 года из расчета один день военной службы за три дня, время непрерывного нахождения на лечении в период с 15 марта 2002 года по 02 апреля 2002 года из расчета один день за полтора дня и на Управление Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре возложена обязанность по внесению указанных изменений в расчет выслуги лет, а также по перерасчету пенсии с учетом надбавки 32%, начиная с 29 ноября 2019 года, являются незаконными, подлежат отмене, с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить требования в отмененной части в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает необходимым отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года, поскольку основания для приостановления судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года в той части, которой Булыгину Александру Владимировичу включены в выслугу лет в льготном исчислении период военной службы с 01 ноября 2001 года по 29 июня 2002 года из расчета один день военной службы за полтора дня, период фактического участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 10 марта 2002 года по 11 марта 2002 года из расчета один день военной службы за три дня, время непрерывного нахождения на лечении в период с 15 марта 2002 года по 02 апреля 2002 года из расчета один день за полтора дня и на Управление Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре возложена обязанность по внесению указанных изменений в расчет выслуги лет, а также по перерасчету размера пенсии с учетом надбавки 32%, начиная с 29 ноября 2019 года, отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в части - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.