Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Тумановой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-427/2023 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль-СПС" на решение Московского областного суда от 1 июня 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль-СПС" о признании недействительным акта Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" от 7 июля 2022 года N об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителей административного истца Климковской Н.Ю, Филатова К.А, представителя государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" Сербина Д.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль-СПС" (далее - ООО "Вертикаль-СПС") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным акта государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" (далее - ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", Учреждение) от 7 июля 2022 года N об определении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности помещения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в части даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) - 1 января 2018 года; в части размера кадастровой стоимости указанного помещения - 555 883 771 рубль 95 копеек, рассчитанной учреждением с учетом положений пункта 72 раздела 13 Методических указаний, утвержденных приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке".
В обоснование требований общество указало, что кадастровая стоимость принадлежащего ему помещения оспариваемым актом определена с нарушением методологии расчетов, что привело к завышению кадастровой стоимости и нарушает его права как плательщика налога. После внесения 8 июля 2022 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уменьшении площади объекта недвижимости с "данные изъяты" кв. м до "данные изъяты" кв. м расчет кадастровой стоимости в оспариваемом акте произведен на основании пункта 72 раздела 13 Методических указаний, в результате которого стоимость возросла, в то время как кадастровая стоимость помещения должна рассчитываться с учетом положений пункта 73 раздела 13 данных указаний, а именно пропорционально изменению его площади с учетом последней по дате применения кадастровой стоимости, и составлять 468 389 777, 78 рублей. Кроме того, административный истец считает, что датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта, должна быть указана дата последней кадастровой оценки - 7 мая 2019 года в соответствии с актом ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" от 5 мая 2019 года N. 25 ноября 2022 года истец обратился в ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости при составлении акта от 7 июля 2022 года N, однако, решением от 2 декабря 2022 года N административному истцу в перерасчете кадастровой стоимости было необоснованно отказано.
Решением Московского областного суда от 1 июня 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Вертикаль-СПС" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Вертикаль-СПС" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" была произведена внеочередная государственная кадастровая оценка, которая при уменьшении площади помещения на "данные изъяты" кв. м увеличила его кадастровую стоимость на 86 749 898 рублей 09 копеек. По мнению административного истца, кадастровая стоимость помещения должна рассчитываться с учетом положений пункта 73 раздела 13 Методических указаний пропорционально изменению его площади с учетом последней по дате применения кадастровой стоимости, которая одновременно является и рыночной стоимостью объекта. Считает неверным и противоречащим законодательству вывод суда о том, что кадастровая стоимость помещений, в случае их нахождения в здании нежилого назначения, определяется по алгоритму расчета зданий на базе удельного показателя кадастровой стоимости "родительского" объекта. Полагает, что поскольку имеется полная информация об объекте недвижимости, то метод удельного показателя кадастровой стоимости согласно пункту 45 Методических указаний о государственной кадастровой оценке не мог быть использован при расчете кадастровой стоимости помещения.
От ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ООО "Вертикаль-СПС", согласно которым решение суда является законным, обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В силу пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно частям 2, 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости. Ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: 1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); 2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Обязанность доказывания недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, возложена на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость в отношении ранее учтенного нежилого помещения с кадастровым номером N была пересмотрена Учреждением обоснованно в связи с изменением его количественных и качественных характеристик и определена с соблюдением требований, установленных статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке), пунктом 72 раздела 13 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методических указаний).
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, основанными на верном применении норм материального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что ООО "Вертикаль-СПС" являлся собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 30 июня 2021 года N).
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В материалах дела содержатся следующие сведения о кадастровой стоимости указанного нежилого помещения, начиная с 1 января 2019 года:
распоряжением N 15ВР-1633 от 27 ноября 2018 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 450 876 342 рубля 65 копеек, актом N 004д от 29 марта 2019 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 387 753 629 рублей 60 копеек (сведения внесены в ЕГРН 1 апреля 2019 года, дата начала применения - 1 января 2019 года), актом N 094 от 16 (8) мая 2019 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 7 мая 2019 года в размере 469 123 873 рубля 86 копеек (сведения внесены в ЕГРН 16 мая 2019 года и 25 мая 2021 года, дата начала применения - 7 мая 2019 года, 11 сентября 2019 года и 20 января 2020 года), актом N 211 от 5 сентября (29 августа) 2019 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 28 августа 2019 года в размере 469 123 873 рубля 86 копеек (данных о внесении сведений в ЕГРН нет), актом N 214 от 9 (2) сентября 2019 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 30 августа 2019 года в размере 469 123 873 рубля 86 копеек (данных о внесении сведений в ЕГРН нет), актом N 218 от 12 (5) сентября 2019 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 4 сентября 2019 года в размере 556 754 995 рублей 28 копеек (сведения внесены в ЕГРН 16 сентября 2019 года, дата начала применения - 4 сентября 2019 года), актом N 226 от 12 сентября 2019 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 11 сентября 2019 года в размере 556 754 995 рублей 28 копеек (признан незаконным апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года), актом N 002 от 17 (10) января 2020 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 9 января 2020 года в размере 556 754 995 рублей 28 копеек (сведения внесены в ЕГРН 17 января 2020 года, дата начала применения - 9 января 2020 года), актом N 011 от 21 января 2020 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 20 января 2020 года в размере 662 259 131 рубль 89 копеек (признан незаконным апелляционным
определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года), актом N от 7 июля 2022 года кадастровая стоимость установлена по состоянию на 1 января 2018 года в размере 555 883 771 рубль 95 копеек (сведения внесены в ЕГРН 8 июля 2022 года, дата начала применения - 24 июня 2022 года).
В рамках административного дела N 3а-1196/2020 ООО "Вертикаль-СПС" оспаривались акты об утверждении кадастровой стоимости N 218 от 5 сентября 2019 года, N 226 от 12 сентября 2019 года, N 011 от 21 января 2020 года. Решением Московского областного суда от 27 мая 2020 года в удовлетворении требований административного истца было отказано.
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года решение суда отменено, принято новое решение о признании незаконными актов N 226 от 12 сентября 2019 года, N 011 от 21 января 2020 года в части установления кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, установленные актом N от 7 июля 2022 года по состоянию на 1 января 2018 года в размере 555 883 771 рубль 95 копеек, административный истец указывает на необоснованное, по его мнению, увеличение кадастровой стоимости, вызванное ее неверным перерасчетом в связи с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о снижении площади объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке в полномочия бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки входит определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно частям 1, 4, 5 статьи 16 указанного закона определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных публично-правовой компанией.
Публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2 статьи 16 закона).
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости (части 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Согласно материалам дела 24 июня 2022 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об уменьшении площади нежилого помещения с кадастровым номером N с "данные изъяты" кв. м до "данные изъяты" кв. м.
В рамках исполнения положений статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области 29 июня 2022 года разместила электронный запрос N, содержащий перечень вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, за 24 июня 2022 года, сформированный в соответствии с приказом Росреестра от 6 августа 2020 года N П/0283.
В названный Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N со сведениями ЕГРН об изменении его площади, о его нахождении в пределах здания с кадастровым номером N, имеющим материал стен "061001003000" (смешанные), а также сведениями о последней кадастровой стоимости объекта - 469 123 873, 86 рублей согласно акту N 094 от 8 мая 2019 года.
Порядок определения кадастровой стоимости на момент внесения в ЕГРН сведений об изменении площади нежилого помещения регламентирован Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336 и вступившими в действие с 28 февраля 2022 года.
В соответствии с пунктом 72 указанных Методических указаний определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 73 Указаний.
Согласно пункту 73 данных Указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости в случае изменения его площади без изменения иных характеристик соответствующего объекта недвижимости, которое влечет за собой изменение его кадастровой стоимости, а также при условии, что последняя по дате применения кадастровая стоимость такого объекта недвижимости установлена в размере его рыночной стоимости, изменяется пропорционально изменению его площади.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии условий для расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в соответствии с правилами, закрепленными пунктом 73 Методических указаний, поскольку его последняя по дате применения кадастровая стоимость (469 123 873, 86 рублей) определена актом по результатам проведения массовой кадастровой оценки.
Данных, свидетельствующих о том, что указанная кадастровая стоимость нежилого помещения пересматривалась в установленном законом порядке и устанавливалась в размере рыночной стоимости объекта в материалы дела не представлено.
Утверждение административного истца о том, что данная кадастровая стоимость объекта по своей сути является рыночной стоимостью, и отсутствие требований заинтересованных лиц о ее пересмотре свидетельствует о том, что они признают ее равной рыночной стоимости, основано на неверном толковании положений действующего законодательства, а потому подлежит отклонению.
Порядок принятия решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости урегулирован статьями 22, 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", следовательно, кадастровая стоимость не может быть признана рыночной стоимостью объекта.
В силу пунктов 2, 3 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется методом массовой оценки для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, и не является по своей сути рыночной стоимостью объекта.
Пунктом 3 Методических указаний установлено, что при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.
Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.
В соответствии с Отчетом N, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1633 от 27 ноября 2018 года, расчет кадастровой стоимости помещений производится по алгоритму расчета зданий затратным подходом (пункты 1.2.2.4, 1.3.3.7.9 тома 3)
В силу пункта 46 Методических указаний моделирование в рамках затратного подхода основано на определении зависимости затрат от удельных показателей затрат на создание (замещение, воспроизводство) аналогичных объектов.
В соответствии с пунктом 46.8 Методических указаний при оценке помещений, машино-мест в зданиях и сооружениях указанным подходом производится расчет кадастровой стоимости здания или сооружения, частью которого является помещение, машино-место, на основе доли площади, строительного объема, относящихся к данным помещениям, машино-местам, в общей площади, строительном объеме здания или сооружения.
Таким образом, стоимость помещения, в случае его нахождения в здании, подлежит определению исходя из его доли в здании (площади) на базе удельного показателя кадастровой стоимости здания, рассчитанного в рамках затратного подхода.
В отношении здания с кадастровым номером N, в состав которого входит принадлежащее административному истцу нежилое помещение, кадастровая стоимость устанавливалась:
распоряжением N 15ВР-1633 от 27 ноября 2018 года по состоянию на 1 января 2019 года в размере 674 935 190 рублей 41 копейка (УПКС - 45 596 рублей 3 копейки), актом N 216 от 11 сентября 2019 года по состоянию на 3 сентября 2019 года в размере 801 011 352 рубля 67 копеек (УПКС - 54 113 рублей 25 копеек, изменение связано с внесением в ЕГРН сведений о материале стен здания (смешанные) на основании данных ГУП МО "МОБТИ" от 7 июня 2018 года N).
Кадастровая стоимость здания в установленном порядке не оспаривалась, данные о материале стен содержатся в ЕГРН и в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" являются достоверными.
Из материалов дела усматривается, что кадастровая стоимость нежилого помещения до 3 сентября 2019 года рассчитывалась исходя из УПКС здания в размере 45 596 рублей 3 копейки и составляла 469 123 873 рублей 86 копеек.
С момента изменения кадастровой стоимости здания в связи с внесением в ЕГРН сведений о материале стен 3 сентября 2019 года кадастровая стоимость помещения рассчитывалась исходя из УПКС здания в размере 54 113 рублей 25 копеек и до изменения площади составляла 556 754 995 рублей 28 копеек.
Как указывалось ранее, согласно пункту 72 Методических указаний при определении кадастровой стоимости помещений, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, влияющие на их кадастровую стоимость, учитываются результаты последней государственной кадастровой оценки, действующие по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
Поскольку на дату внесения в ЕГРН изменений в сведения о площади объекта недвижимости (24 июня 2022 года), актуальными являлись сведения в отношении нежилого здания с кадастровым номером N о размере УПКС -54 113 рублей 25 копеек, постольку использование данного показателя при расчете кадастровой стоимости входящего в его состав помещения является правильным.
Помещение обоснованно отнесено к подгруппе 0403 "Прочие многофункционалльные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов атракционов, торгово-складские объекты, торговые базы", подгруппе "4.3 Помещения".
Судебная коллегия находит ошибочным суждение административного истца о невозможности применения метода моделирования с использованием УПКС в связи с наличием информации о точном месте нахождения (адресе) объекта недвижимости, о других точных его характеристиках, позволяющей использовать методы статистического (регрессионного) моделирования или типового (эталонного) объекта недвижимости в соответствии с пунктом 45 Методических указаний. Данное условие установлено для применения методов оценки в рамках сравнительного подхода, в то время как оценка помещения осуществлялась с использованием затратного подхода.
Согласно абзацу второму пункта 72 Методических указаний датой определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, на основании результатов которой осуществлялось определение кадастровой стоимости в соответствии с положениями настоящей главы Указаний.
Установив, что для определения кадастровой стоимости помещения использовались модель и алгоритм расчета по состоянию на 1 января 2018 года в соответствии с отчетом N, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1633 от 27 ноября 2018 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2018 года, была указана верно.
Кроме того, данное обстоятельство не влечет нарушение прав административного истца, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 18 Закона о государственной кадастровой оценке сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат применению со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 указанного закона, в данном случае - с 24 июня 2022 года.
Утверждение апеллянта о том, что кадастровая стоимость как здания, так и помещения не подлежала пересмотру в сторону увеличения в отсутствие заявлений административного истца, не может быть принято во внимание ввиду изменения действующего правового регулирования в части правил пересмотра результатов государственной кадастровой оценки.
Так, положение части 16 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке, не позволяющее изменение кадастровой стоимости в сторону повышения при исправлении ошибок, утратило силу с 1 января 2021 года.
В соответствии с частью 23 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке, вступившей в силу с этого же числа, решение о необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть принято уполномоченным органом субъекта Российской Федерации без заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Таким образом, поскольку административным истцом не представлено доказательств того, что при расчете кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером N были допущены какие-либо методологические, фактические и иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат, то судом было обоснованно отказано в удовлетворении требований о признании незаконным акта ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" от 7 июля 2022 года N
При таком положении, решение Московского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 1 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль-СПС" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.