Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-129/2023 по апелляционной жалобе Иванова "данные изъяты" на решение Костромского областного суда от 2 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Иванова "данные изъяты" к департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области о признании недействующими в части приказов департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 25 декабря 2020 года N103-од, от 28 декабря 2021 года N107-од, от 21 декабря 2022 года N140-од об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения административного истца Иванова Э.В. и его представителя Кузнецовой Е.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Ветлицына Д.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 25 декабря 2020 года N 103-од, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, 28 декабря 2020 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (приложение) (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 28 декабря 2021 года N 107-од, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, 28 декабря 2021 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (приложение) (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 21 декабря 2022 года N 140-од, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, 22 декабря 2022 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (приложение) (далее - Перечень на 2023 год).
В Перечень на 2021 год под пунктом N, в Перечень на 2022 год под пунктом N, в Перечень на 2023 год под пунктом N включен объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" принадлежащий на праве общей долевой собственности административному истцу Иванову Э.В.
Оспаривая указанные выше положения нормативных правовых актов, административный истец указал, что здание не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение спорного объекта недвижимости в Перечни на 2021, 2022 и 2023 годы влечет увеличение размера налоговой ставки по налогу на имущество, что является неправомерным и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Костромского областного суда от 2 июня 2023 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе Иванов Э.В. просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно сделаны выводы о соответствии здания критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для включения здания в Перечни явился акт визуального обследования фактического использования здания от ДД.ММ.ГГГГ. Данный акт не подтверждает использование помещений здания для оказания услуг общественного питания на площади более чем 20%.
В здании организован бильярдный клуб. В соответствии с приказом Министерства спорта России от 6 сентября 2013 года N715 "Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации" (пункт 1.7) бильярд относится к одному из видов спорта. Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность включения в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, зданий и помещений для занятия спортом.
Суд первой инстанции не дал оценки доводам стороны административного истца и представленным доказательствам, подтверждающим эксплуатацию здания по фактическому назначению для бильярдного клуба.
Полагает необоснованными выводы суда первой инстанции об оказании услуг общественного питания в помещениях второго этажа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
Участвующим в деле прокурором, представителем департамента имущественных и земельных отношений Костромской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
Также представителем департамента имущественных и земельных отношений Костромской области заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения административного истца и его представителя, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом не допущены.
Учитывая положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона Костромской области от 11 января 2007 года N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области", Постановления администрации Костромской области от 7 августа 2014 года N 328-а, пунктов 29 и 129 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 29 мая 2015 года N 96, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приказы департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 25 декабря 2020 года N103-од, от 28 декабря 2021 года N107-од, от 21 декабря 2022 года N140-од, которыми утверждены Перечни, приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на Портале государственных органов Костромской области: www.pravo.gov.ru, в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что включение объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021-2023 годы соответствует действующему федеральному законодательству.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29 октября 2015 года N 18-6-ЗКО "Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 1 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Решением Думы города Костромы от 26 ноября 2015 года N 239 "Об установлении и введении в действие на территории города Костромы налога на имущество физических лиц" установлено введение в действие с 1 января 2016 года на территории города Костромы налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Подпунктом 4 пункта 2 данного решения определены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Иванов Э.В. и ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ являются сособственниками (по ? доле в праве собственности) нежилого здания с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", наименование - "здание центра отдыха "Золотое кольцо" с возведением пристройки для расширения кухни".
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, имеющем вид разрешенного использования "для эксплуатации нежилого помещения, для иного использования".
Согласно данным технического паспорта данный объект поименован как нежилое помещение N, расположенное по адресу: "адрес" которое состоит из следующих помещений:
- в подвале: вент. камера "данные изъяты" кв.м, вент. камера "данные изъяты" кв.м, техническое помещение "данные изъяты" кв.м, подсобное "данные изъяты" кв.м, подсобное "данные изъяты" кв.м, бойлерная "данные изъяты" кв.м, лестница "данные изъяты" кв.м;
- на 1 этаже: вестибюль "данные изъяты" кв.м, коридор "данные изъяты" кв.м, гардероб "данные изъяты" кв.м, туалет "данные изъяты" кв.м, туалет "данные изъяты" кв.м, зал для посетителей "данные изъяты" кв.м, коридор "данные изъяты" кв.м, умывальная "данные изъяты" кв.м, туалет "данные изъяты" кв.м, душевая "данные изъяты" кв.м, коридор "данные изъяты" кв.м, кладовка "данные изъяты" кв.м, раздевалка "данные изъяты" кв.м, кабинет "данные изъяты" кв.м, лестничная клетка "данные изъяты" кв.м, тамбур "данные изъяты" кв.м, холодный цех "данные изъяты" кв.м, мясо-рыбный цех "данные изъяты" кв.м, электрощитовая "данные изъяты" кв.м, овощной цех "данные изъяты" кв.м, моечная "данные изъяты" кв.м, кладовая кухонного инвентаря "данные изъяты" кв.м, лестничная клетка "данные изъяты" кв.м, туалет "данные изъяты" кв.м, туалет "данные изъяты" кв.м, туалет "данные изъяты" кв.м, коридор "данные изъяты" кв.м, горячий цех "данные изъяты" кв.м, горячий цех "данные изъяты" кв.м, склад "данные изъяты" кв.м;
- на 2 этаже: лестничная клетка "данные изъяты" кв.м, вибзал "данные изъяты" кв.м, игровой зал "данные изъяты" кв.м, лестничная клетка "данные изъяты" кв.м, вибзал "данные изъяты" кв.м, подсобное "данные изъяты" кв.м, кабинет "данные изъяты" кв.м, подсобное "данные изъяты" кв.м.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такой порядок в Костромской области определен постановлением администрации Костромской области от 29 октября 2018 года N 443-а.
Согласно пункту 1 Порядка, он определяет процедуру определения департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - уполномоченный орган) вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - объекты недвижимого имущества) в целях выявления объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в случае, если на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости невозможно установить соответствие объекта недвижимого имущества критериям отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется уполномоченным органом по результатам визуального обследования (далее - обследование) объектов недвижимого имущества, в ходе которого осуществляется фото- и (или) видеосъемка объектов недвижимого имущества, фиксирующая фактическое использование таких объектов, в том числе фото- и (или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимого имущества, и (или) наименованиями обследуемых объектов недвижимого имущества. При необходимости могут проводиться соответствующие измерения, обмеры площадей объектов недвижимого имущества (пункты 4, 8 Порядка).
Согласно пунктам 9 и 11 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня окончания обследования, составляется акт обследования фактического использования объекта недвижимого имущества (далее - акт обследования) по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Акт обследования подписывается должностными лицами, участвовавшими в проведении обследования, а также директором уполномоченного органа или уполномоченным им лицом. Неотъемлемой частью акта обследования являются материалы фото- и (или) видеосъемки, проведенных изменений, обмеров площадей объектов недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудником департамента имущественных и земельных отношений Костромской области было произведено визуальное обследование фактического использования здания с фотофиксацией, о чем составлен соответствующий акт. Данный акт составлен и подписан по форме и процедуре, утвержденной Порядком.
Согласно выводам акта объект с кадастровым номером N используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания (бара), в частности, указано, что на первом этаже в помещении N площадью "данные изъяты" кв.м расположены столы для посетителей, барная стойка (для продажи напитков), в части помещения N площадью "данные изъяты" кв.м размещена кухня; на втором этаже в помещении N площадью "данные изъяты" кв.м располагаются бильярдные столы для игры; в подвальном помещении располагается склад для хранения инвентаря (стулья).
На приложенных к акту фотографиях запечатлены информационная вывеска "БАР ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО. Режим работы 12 - 02, бильярд 14 - 02, суббота, воскресенье 12-02 без перерыва"; объявление следующего содержания: "с 1 ноября 2020 года режим работы кафе-бара-бильярда "Золотое кольцо" с 12.00 часов до 23.00 часов"; сервированные столы в помещении на первом этаже, в помещении второго этажа в непосредственной близости от бильярдных столов - обеденный стол со стульями.
Оценив акт обследования в совокупности с иными доказательствами, суд пришел к выводу о его составлении в соответствии с вышеприведенными требованиями и оценке как допустимого и относимого доказательства.
Суждения административного истца о составлении акта с нарушением требований, установленных Порядком (о необходимости участия собственника при проведении визуального осмотра, а также о необходимости проведения ежегодного осмотра объекта недвижимости) были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Доводы несогласия с указанными выводами суда апелляционная жалоба не содержит.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что суд первой инстанции не дал оценки представленным в материалы дела договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым для оказания услуг общественного питания в аренду ООО "Золотое кольцо" переданы помещения первого этажа площадью "данные изъяты" кв.м, помещения второго этажа общей площадью "данные изъяты" кв.м переданы в аренду ФИО12. в целях организации бильярдного клуба.
При разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О).
Оспаривая выводы акта об использовании помещений здания для оказания услуг общественного питания на площади, превышающей более чем 20 %, административный истец представил вышепоименованные договоры аренды, проанализировав которые и оценив в совокупности с иными доказательствами, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции о том, что департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обоснованно отнес здание к числу объектов, в отношении которых налоговая база должна определяться исходя из их кадастровой стоимости верными.
Убедительных доказательств несоответствия здания критериям, предусмотренным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Так, из содержания договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с ООО "Золотое кольцо" следует, что в пользование ООО "Золотое кольцо" для оказания услуг общественного питания переданы помещения N, часть помещения N площадью "данные изъяты" кв.м. Общая площадь составляет "данные изъяты" кв.м. Помещения комнат N общей площадью "данные изъяты" кв.м переданы в аренду для использования как складские помещения (пункт 1.1 договора). В пункте 1.2 договора указано, что передаваемые в аренду части здания будут использоваться арендатором для оказания услуг общественного питания.
Согласно техническому паспорту на спорный объект площадь первого этажа составляет "данные изъяты" кв.м, из которых к основным помещениям отнесены помещение N площадью "данные изъяты" кв.м (зал для посетителей) и помещение площадью "данные изъяты" кв.м (кабинет). Остальные помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м отнесены к вспомогательным помещениям.
Помещения, переданные в аренду ООО "Золотое кольцо", в техническом паспорте поименованы как холодный цех - помещение N, мясорыбный цех- помещение N, овощной цех - помещение N, моечная - помещение N, кладовая - помещение N, горячий цех - помещение N, склад - помещение N.
В расчет площадей административным истцом не включены такие помещения вспомогательного назначения как туалеты, умывальная, гардероб, предназначенные для использования как посетителями, так и работниками предприятия общественного питания, а также вестибюль (помещение N), через которое осуществляется вход в помещение N, в котором размещается бар, коридоры (помещения N), через которые обеспечивается доступ в помещения N
Площадь таких помещений вспомогательного назначения составляет "данные изъяты" кв.м. В совокупности с помещениями, поименованными в договоре аренды, общая площадь помещений, используемых в целях размещения объекта общественного питания ("данные изъяты" кв.м) составляет не менее "данные изъяты" кв.м, что составляет более 20 процентов от общей площади здания.
Кроме того, административным истцом, основным видом экономической деятельности которого является аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом (код по ОКВЭД 68.20), а дополнительными видами является торговля оптовая и розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (коды 46.3, 47.11), деятельность ресторанов и кафе (коды 56.10, 56.29) не дано пояснений об использовании остальных вспомогательных помещений первого этажа здания. На обстоятельства неиспользования непереданных в аренду помещений в коммерческой деятельности административный истец также не ссылался.
Также судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о включении в состав площадей, используемых в целях, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, помещений второго этажа здания - игрового зала площадью "данные изъяты" кв.м.
Доводы административного истца о том, что данное помещение, как и в целом здание используется в целях занятия спортом (под размещение бильярдного клуба по договору аренды, заключенному с ФИО12 были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как это следует из акта обследования фактического использования здания в помещении второго этажа помимо бильярдных столов размещена столовая мебель и столовые приборы.
Данное помещение не имеет отдельного входа. Режим работы бильярдного клуба совпадает с режимом работы бара "Золотое кольцо".
Необходимо отметить, что единственным учредителем и генеральным директором ООО "Золотое кольцо" является ФИО12 Основной вид деятельности данного общества - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код по ОКВЭД 56.10). Адрес данного юридического лица согласно выписке из ЕГРЮЛ "адрес"
Основной вид экономической деятельности индивидуального предпринимателя ФИО12 (арендатора помещений второго этажа) - деятельность зрелищно-развлекательная прочая (код по ОКВЭД - 93.29), в числе дополнительных видов деятельности указана деятельность спортивных объектов и клубов (коды 93.11, 93.12).
Ссылки административного истца на приказ Министерства спорта России от 6 сентября 2013 года N 715 "Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации", согласно которому бильярд отнесен к видам спорта судебная коллегия отклоняет, поскольку названный приказ утратил силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Приказа Минспорта России от 13 ноября 2017 года N 988, в котором бильярд не поименован как вид спорта и не включен Единую всероссийскую спортивную классификацию.
Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 года N 191-ст) общественное питание (индустрия питания): самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг (абзац 1).
Предприятие общественного питания (предприятие питания): объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (абзац 3).
Услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (абзац 41).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что услуги по организации досуга, к числу которых относится бильярд, связанные с одновременным удовлетворением потребностей в продукции общественного питания, являются услугами общественного питания (индустрии питания).
Таким образом, установленный актом от ДД.ММ.ГГГГ факт использования более 20% общей площади здания под объекты торговли (общественного питания), в который включены помещения, занятые бильярдом, не противоречит данным технического паспорта здания и не опровергается договорами аренды.
С учетом приведенных обстоятельств, суд пришел к верному выводу о том, что департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обоснованно отнес здание к числу объектов, в отношении которых налоговая база должна определяться исходя из их кадастровой стоимости.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иное толкование правовых положений, сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных фактических обстоятельствах, и в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Поскольку выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований являются верными, нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в апелляционном порядке, не допущено, постольку судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Костромского областного суда от 2 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.