Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гришиной Г.Н.
судей Пономаревой Е.И, Харебиной Г.А, при секретаре Белеховой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-84/2023 по апелляционной жалобе министерства экономического развития и промышленности Калужской области на решение Калужского областного суда от 25 июля 2023 г, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "НЛМК-Калуга" к министерству экономического развития и промышленности Калужской области, государственному бюджетному учреждению Калужской области "Центр кадастровой оценки", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, филиалу публично-правовой компании "Роскадастр" по Калужской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Е.И, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "НЛМК-Калуга" (далее - ООО "НЛМК-Калуга", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просило об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: Калужская область, Боровский район, возле д. Денисово, по состоянию на 1 января 2020 года в размере их рыночной стоимости.
В обоснование требований общество указало на нарушение его прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для расчета налоговых платежей кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2020 года, не соответствует их реальной рыночной стоимости.
Решением Калужского областного суда от 25 июля 2023 года административные исковые требования ООО "НЛМК-Калуга" удовлетворены. Кадастровая стоимость земельных участков установлена по состоянию на 1 января 2020 года:
с кадастровым номером N в размере 1 279 000 руб.;
с кадастровым номером N в размере 1 399 000 руб.
С ООО "НЛМК-Калуга" в пользу ФБУ Калужская лаборатория судебной экспертизы Минюста России взысканы судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 67 200 руб.
В апелляционной жалобе Министерство экономического развития и промышленности Калужской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что административное исковое заявление подано в суд за сроками, определенными требованиями части 4 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Судом необоснованно восстановлен процессуальный срок и датой обращения установлена дата подачи заявления административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калужской области, поскольку в силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не обязательно. Определение в решении периода применения установленной кадастровой стоимости с 1 января 2020 года по 1 января 2023 года является прямым нарушением требований части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или комиссию подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового требования общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
ООО "НЛМК-Калуга" согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: Калужская область, Боровский район, возле д. Денисово.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена актом ГБУ Калужской области "Центр кадастровой оценки" N 5-20П от 16 января 2020 года, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 1662343, 6 руб. и 1873520, 8 руб, соответственно, и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года.
28 сентября 2022 года Министерством экономического развития и промышленности Калужской области издан приказ N 1565-п, которым по итогам новой государственной кадастровой оценки утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Калужской области по состоянию на 1 января 2022 года. Как следует из приложения к названному приказу кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 1086768, 97 рублей, 1224827, 59 рублей соответственно.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 поименованного кодекса).
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 22 закона).
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (часть 23 статьи 22 закона).
Из приведенных положений усматривается, что юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки как в комиссии, так и в судебном порядке, при этом лицо имеет право выбора порядка обжалования результатов государственной кадастровой оценки.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, действующее законодательство связывает порядок и последствия оспаривания результатов кадастровой оценки с датой обращения заинтересованного лица в суд или в комиссию.
Административный истец, реализуя свое право на оспаривание кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков по состоянию на 1 января 2020 года, 12 декабря 2022 года обратился с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калужской области.
Решением указанной комиссии от 30 декабря 2022 года заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости отклонено по мотиву несоответствия отчета оценщика требованиям федеральных стандартов оценки.
14 февраля 2023 года ООО "НЛМК-Калуга" обратилось с аналогичным заявлением в суд.
Полагая, что административным истцом пропущен установленный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд, и восстанавливая его, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на момент обращения в суд оспариваемая кадастровая стоимость являлась архивной, однако, не утратила своей значимости для административного истца и подлежала применению для целей налогообложения, следовательно, пропущенный обществом срок подлежал восстановлению.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, поскольку из материалов дела усматривается, что результаты очередной государственной кадастровой оценки были утверждены приказом Министерства экономического развития и промышленности Калужской области N 1565-п от 28 сентября 2022 года по состоянию на 1 января 2022 года, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 декабря 2022 года и подлежали применению с 1 января 2023 года, а значит, на момент первоначального обращения административного истца с заявлением в комиссию (12 декабря 2022 года) кадастровая стоимость, установленная на 1 января 2020 года, являлась действующей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что предусмотренный законом срок на оспаривание результатов кадастровой стоимости ООО "НЛМК-Калуга" не пропущен.
Утверждение административного ответчика об обратном основано на неверном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем подлежит отклонению как необоснованное.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ООО "ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ "ЦЕРТА" от 2 декабря 2022 года, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 год составляла:
с кадастровым номером N - 680 000 руб.;
с кадастровым номером N - 616 000 руб.
В связи с наличием сомнений в возможности принятия в качестве допустимого доказательства отчета судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопрос о размере рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года.
Заключением эксперта ФБУ Калужская лаборатория судебной экспертизы от 8 июня 2023 года N 434/2-4 определена рыночная стоимость спорных объектов по состоянию на 1 января 2020 года:
с кадастровым номером N - 1 279 000 руб.;
с кадастровым номером N - 1 399 000 руб.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, на поставленный вопрос дан однозначный ответ.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Доводов о несогласии с заключением эксперта апелляционная жалоба не содержит.
Утверждение апеллянта о неверном определении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - 12 декабря 2022 года, подлежат отклонению как не основанные на нормах права. По смыслу разъяснений, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ответе на 7 вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, в резолютивной части решения для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей должна быть отражена дата подачи заявления, под которой следует считать дату первоначального обращения заинтересованного лица в комиссию или в суд.
Не свидетельствует о неверности вывода суда ссылка представителя административного ответчика на то, что административный истец имел право обратиться с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов в размере их рыночной стоимости непосредственно в суд без предварительного обращения в комиссию, поскольку, по мнению судебной коллегии, выбор обществом одного из предусмотренных законом способов оспаривания результатов государственной кадастровой оценки не может быть поставлен ему в вину и служить основанием для ограничения его прав.
Также судом в резолютивной части верно установлен период применения новой кадастровой стоимости, поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, что в полной мере согласуется с правовой позицией, отраженной в пункте 25 указанного выше постановления.
Определенный судом период соответствует требованиям абзаца 2 п. 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
При таком положении, решение Калужского областного суда подлежит оставлению без изменения. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского областного суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития и промышленности Калужской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.