Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Васильевой Т.И, рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал N 9а-25/2023 по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РА" на определение Рязанского областного суда от 14 июля 2023 года об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "РА" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РА" (далее - ООО "РА"), в лице конкурсного управляющего ФИО4, обратилось в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности с 26 мая 2015 года по 28 октября 2022 года земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года. В обоснование требований административный истец указал на нарушение его прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для расчета налога кадастровая стоимость объекта недвижимости, не соответствует его реальной рыночной стоимости.
Определением судьи Рязанского областного суда от 14 июля 2023 года в принятии к рассмотрению административного искового заявления отказано.
В частной жалобе ООО "РА" просит определение суда отменить, указав на то, что в определениях Рязанского областного суда от 15 июля 2022 года об оставлении без движения административного иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, от 10 августа 2022 года о возращении указанного административного иска, не было указано о том, что административным истцом утрачено с 1 января 2021 года право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости. В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, действующей с указанного числа, результаты кадастровой стоимости могут быть оспорены только путем оспаривания решения бюджетного учреждения. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, результаты определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, могут быть оспорены в судебном порядке в случае, если продолжают применяться для целей, установленных законодательством, и затрагивать права и обязанности лица как плательщика обязательных платежей. Иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию.
Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение поименованной частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания в апелляционном порядке судьей единолично.
Проверив административный материал, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, принятого в соответствии с положениями действующего законодательства.
Отказывая в принятии административного искового заявления со ссылкой на положения пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что оно не подлежит рассмотрению в судах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из материалов административного дела следует, что ООО "РА" с 26 мая 2015 года по 28 октября 2022 года являлось собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года утверждена постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 30 сентября 2019 года N 34-П в размере 78 424 999 рублей 02 копейки.
В настоящее время указанная кадастровая стоимость является актуальной, данных о проведении очередной государственной кадастровой оценки не представлено.
16 и 20 марта 2023 года конкурсный управляющий ООО "РА" ФИО5 обращался в ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, представив отчет N, подготовленный независимым оценщиком ФИО6, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 13 762 000 рублей.
Уведомлениями бюджетного учреждения от 17 марта 2023 года N, 21 марта 2023 года N указанные заявления возвращены без рассмотрения на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в связи с истечением шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к заявлениям отчете об оценке.
4 июля 2023 года административный истец посредством почтового отправления направил административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости в Рязанский областной суд.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 269-ФЗ.)
Из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ или Федеральным законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ).
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр (часть 3 указанной статьи).
Согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Статьей 6 Федерального закона N 269-ФЗ установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, которым предусмотрено, что переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлен до 1 января 2026 года с учетом особенностей, определенных данной статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в решении в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН; не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
На территории Рязанской области распоряжением Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N 534-р установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 1 августа 2017 года N 337-р создано ГБУ РО "Центр государственной кадастровой оценки", наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Таким образом, с 1 января 2021 года в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ, в Рязанской области независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, с соблюдением внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости путем рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
В судебном порядке может быть обжаловано только решение бюджетного учреждения, принятого по результатам рассмотрения такого заявления, при этом требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельный характер.
В случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления как не подлежащего рассмотрению в судах должно быть отказано применительно к подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изложенная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 года (ответы на вопросы 2, 9).
С административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости ООО "РА" обратилось после введения в действие на территории Рязанской области правил пересмотра кадастровой стоимости, установленных статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, - 12 июля 2023 года. Доказательств обращения в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в установленном статьей 22.1 Федерального закона N 237 порядке административным истцом к административному исковому заявлению не приложено.
Следовательно, вывод судьи о том, что административное исковое заявление общества не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является правильным.
Ссылка административного истца о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, согласно которому результаты определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, могут быть оспорены в судебном порядке в случае, если продолжают применяться для целей, установленных законодательством, и затрагивать права и обязанности лица как плательщика обязательных платежей, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению как необоснованные.
Как указывалось ранее, оспариваемая обществом кадастровая стоимость не является архивной, следовательно, приведенная в частной жалобе позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации не может быть принята во внимание как связанная с иными обстоятельствами, касающимися вопроса оспаривания архивной кадастровой стоимости установленной в соответствии с правилами Федерального закона N 135-ФЗ.
Довод о том, что административный истец обращался с аналогичными заявлениями в суд 16 и 20 марта 2023 года, в отношении которых выносились определения суда без указания на отсутствие права на обращение в суд, сам по себе не свидетельствует о незаконности обжалуемого определения и соблюдении установленного статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ порядка оспаривания результатов государственной кадастровой оценки.
При таком положении определение судьи об отказе в принятии административного иска к производству суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Рязанского областного суда от 14 июля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РА" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Т.И. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.