Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Тихоновой А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-64/2023 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - командира войсковой части N 1. - Сироткина Андрея Андреевича на апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 10 сентября 2023 г., которым отменено решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 27 марта 2023 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Игнатова Дмитрия Петровича об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N 1., связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и отказом в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, выступление представителя административных ответчиков Клименко И.А. в поддержку доводов жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением Нижегородского гарнизонного военного суда от 27 марта 2023 г. Игнатову Д.П. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконными и отменить решение командира войсковой части N 1. от 2 декабря 2022 г. об отказе в исключении его из реестра участников НИС и решение жилищной комиссии войсковой части N 1. от 25 ноября 2022 г. об отказе в признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания.
Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 10 сентября 2023 г. названное решение гарнизонного военного суда отменено в связи с неправильным применением норм материального права и по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска.
Суд второй инстанции признал незаконными оспоренные решения и обязал командира войсковой части N 1. и жилищный орган отменить их, а также командира войсковой части N 1. оформить и направить в уполномоченный орган документы для исключения Игнатова Д.П. из реестра участников НИС; а жилищную комиссию войсковой части N 1. после исключения Игнатова Д.П. из реестра - повторно рассмотреть вопрос о принятии его с членами его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В поданной 21 сентября 2023 г. кассационной жалобе представитель ответчика Сироткин А.А. просит апелляционное определение окружного военного суда отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права и оставить в силе решение гарнизонного военного суда.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регламентирующие спорные правоотношения, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что оснований для исключения Игнатова Д.П. из реестра участников НИС не имеется. Кроме того, отмечает, что документы, необходимые для признания его и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, Игнатов Д.П. не представил, общей продолжительности военной службы 20 лет не достиг.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Игнатов Д.П. первый контракт о прохождении военной службы заключил в ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ ему присвоено воинское звание "звание". В ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока контракта он был уволен с военной службы и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части N 2..
ДД.ММ.ГГГГ Игнатов Д.П. заключил контракт о прохождении военной службы "данные изъяты", которую проходит в войсковой части N 1..
ДД.ММ.ГГГГ на основании соответствующего рапорта Игнатов Д.П был включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения - ДД.ММ.ГГГГ по признаку категории " "данные изъяты"" - как поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса и не воспользовавшийся правом стать участником НИС.
28 октября 2022 г. административный истец обратился к командиру войсковой части N 1. с рапортом, в котором ходатайствовал об исключении его из реестра участников НИС, а также просил принять его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания, с составом семьи из... человек "данные изъяты").
Решением жилищной комиссии войсковой части N 1, оформленным протоколом от 25 ноября 2022 г, в принятии на жилищный учет Игнатову Д.П. отказано со ссылкой на факт его участия в НИС и положения абз. 6 п. 1 и п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 1, 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2 декабря 2022 г. командиром войсковой части N 1. Игнатову Д.П. отказано в исключении из реестра участников НИС на основании ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС").
Отказывая в удовлетворении административного иска, гарнизонный военный суд исходил из того обстоятельства, что Игнатов Д.П. был включен в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ в воинском звании "звание", заключил первый контракт после ДД.ММ.ГГГГ, а также суд сослался на положения абз. 2 п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих"), указав, что обеспечение его жильем возможно лишь путем участия в НИС. При этом суд посчитал, что изъявления его желания на участие в НИС не требуется.
Однако такой вывод суд апелляционной инстанции обоснованно признал ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с ФЗ "О НИС" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ "О НИС" к участникам накопительно-ипотечной системы относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы которых составит три года начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 г. составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основания для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников НИС перечислены в ч. 2 ст. 9 ФЗ "О НИС".
На момент поступления Игнатова Д.В. на военную службу в ДД.ММ.ГГГГ п. 14 ч. 2 ст. 9 ФЗ "О НИС" действовал в редакции Федерального закона от 28 июня 2011 г. N 168-ФЗ, согласно которой, основанием для включения военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, в реестр участников НИС являлось заключение нового контракта о прохождении военной службы, при условии их исключения из данного реестра без выплаты денежных средств, или если они правом стать участниками НИС не воспользовались.
Однако на момент принятия жилищной комиссией войсковой части N 1. оспариваемого решения от 25 ноября 2022 г, действовала новая редакция п. 14 ч. 2 ст. 9 ФЗ "О НИС", внесенной Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 316-ФЗ, а также ч. 2 ст. 9 ФЗ "О НИС" дополнена п. 16, согласно которому для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не воспользовались правом в соответствии с настоящим Федеральным законом стать участниками накопительно-ипотечной системы, основанием для включения в реестр участников НИС является обращение в письменной форме об их включении в данный реестр.
В силу общеправового принципа, изложенного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
Согласно абз. 1 п. 1 и п. 16 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном ФЗ "О НИС", является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 показателями исполнения государством своих обязательств в рамках НИС по жилищному обеспечению военнослужащих являются получение ими денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 ФЗ "О НИС", или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ "О НИС".
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административный иск, окружной военный суд правильно исходил из того обстоятельства, что поскольку на момент принятия жилищной комиссией и командиром войсковой части N 1. оспариваемых решений поступивший на военную службу из запаса Игнатов Д.П. не воспользовался ранее правом стать участником НИС, то в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 9 ФЗ "О НИС" он относится к категории военнослужащих, подлежащих включению в реестр участников НИС только в добровольном порядке на основании обращения в письменной форме.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, в отношении Игнатова Д.П. не наступили, а поэтому он сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, их обоснованность у суда кассационной инстанции не вызывает сомнений.
Иные доводы автора жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу ч. 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятый судом апелляционной инстанции судебный акт сомнений в обоснованности и законности не вызывает.
Оснований к безусловной отмене судебного акта окружного военного суда согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, а поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 177, 327, п. 1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 10 сентября 2023 г. по административному исковому заявлению Игнатова Дмитрия Петровича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Сироткина Андрея Андреевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленные гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2023 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.