Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русакова А.Е., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Адыгея ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Шовгеновского района Республики Адыгея от 06 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Порохня Ю.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Шовгеновского района Республики Адыгея от 06 марта 2023 года Порохня Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде 1 500 рублей.
В порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данное постановление не пересматривалось.
В протесте, принесенном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Адыгея ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Порохня Ю.А, уведомленный надлежащим образом в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении протеста на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражения на не представил.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы протеста прокурора, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно положениям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному участковым уполномоченным ОП "Хакуринохабльское" МО МВД России "Кошехабльский" ФИО2 в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий установлено, что Прохорня А.А. ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 40 минут в "адрес" Республики Адыгея по "адрес"А "данные изъяты"" осуществлял продажу немаркированного табачного изделия " "данные изъяты"" по цене 65 рублей, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Прохорня Ю.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа.
Вместе с тем в ходе проведенной прокуратурой Республики Адыгея проверки установлено, что в рассматриваемом случае основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия отсутствовали, порядок его проведения, предполагающий вынесения уполномоченным должностным лицом постановления, не соблюден.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее по тексту - Закон N 144-ФЗ), задачами оперативно-розыскной деятельности является в том числе выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Статьей 5 Закона N 144-ФЗ установлен запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом.
В силу ст. 7 Закона N 144-ФЗ, основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В соответствии со ст. 8 Закона N 144-ФЗ, проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чём также указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, в которых, в том числе указано на необходимость вынесения постановления о проведении проверочной закупки не только на основе предположения о наличии признаков противоправного деяния и относительно его субъектов, но и на конкретных фактических обстоятельствах, подтверждающих обоснованность таких предположений.Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, проведение проверочной закупки на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, служит условием обеспечения законности и обоснованности проведения этих оперативно-розыскных мероприятий, участие в которых может содержать объективные (формальные) признаки преступления.
На необходимость проведения проверочной закупки при наличии соответствующих оснований и только для решения задач, установленных в ст. 2 Закона N 144-ФЗ, указывает и позиция, изложенная в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами".
При проведении оперативно-розыскного мероприятия "Контрольная закупка", в рамках которого в действиях Порохня Ю.А. выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, вышеперечисленные требования закона соблюдены не были.
По указанным фактам, прокуратурой Шовгеновского района начальнику МО МВД России "Кошехабльский" ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Таким образом, описанные в процессуальном документе обстоятельства не позволяют признать протокол об административном правонарушении и результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий, имеющиеся в материалах настоящего дела об административном правонарушении, надлежащими доказательствами по делу.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных данных и с учетом приведенных выше положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно прийти к безусловному выводу о совершении Порохня Ю.А. вменяемого правонарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Шовгеновского района Республики Адыгея от 06 марта 2023 года, вынесенное в отношении Порохня Ю.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
протест заместителя прокурора Республики Адыгея ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Шовгеновского района Республики Адыгея от 06 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Порохня Ю.А. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Русаков А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.