Дело N 2а-330/2023
г. Краснодар 21.09.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Аняновой О.П, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 06.06.2023 кассационную жалобу Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству на решение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 20.02.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 16.05.2023 по административному делу по административному иску ФИО7 к Комитету Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству - ФИО5, поддержавшего кассационную жалобу, ФИО1 кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО7 обратился в суд с административным иском к Комитету Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству (Комитет), в котором просил признать незаконным решение от 23.01.2023 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Комплекс многоквартирных жилых домов с подземной автостоянкой на земельном участке, вид разрешенного использования - для жилищного строительства, площадью 21 670 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", обязать выдать такое разрешение.
В обоснование требований ФИО7 указал, что является арендатором упомянутого земельного участка.
Получив необходимую проектную документацию, административный истец обратился в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на строительство на упомянутом земельном участке, однако получил оспариваемый отказ, с которым не согласен.
Считая такое решение уполномоченного органа неправомерным, нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя, ФИО7 просил об удовлетворении заявленных требований.
Решением Теучежского районного суда Республики Адыгея от 20.02.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 16.05.2023, административный иск удовлетворен.
Суды признали незаконным решение Комитета от 23.01.2023 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Комплекс многоквартирных жилых домов с подземной автостоянкой на земельном участке площадью 21 670 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
Обязали Комитет выдать указанное разрешение на строительство.
В кассационной жалобе Комитет просит об отмене решений судов, как незаконных, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, кассационную жалобу, кассационный суд приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не отвечают.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Разрешая дело по существу, суды руководствовались положениями пунктов 1, 8, 9 статьи 1, пункта 5 части 3 статьи 8, статей 10, 18, пунктов 1, 4 статьи 30, статьи 34, пунктов 1, 2 статьи 36, статьи 44, части 11 статьи 48, части 6 статьи 49, частей 1, 2, 4, 7, 10, 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), подпункта 8 пункта 1 статьи 1, статей 11, 42, пункта 2 статьи 85, Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Удовлетворяя административный иск, суды установили, что ФИО7 является арендатором земельного участка, площадью 21 670 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - для жилищного строительства.
12.07.2022 административным истцом получен градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) с указанием места допустимого строительства.
Учитывая, что цель использования земельного участка - строительство жилого комплекса - соответствует виду разрешенного использования земельного участка, суды посчитали, что Комитет не представил доказательств, препятствующих выдаче ФИО7 в установленном статьей 51 ГрК РФ порядке разрешения на возведение упомянутого объекта, в связи с чем пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Разрешая вопрос о способе восстановлении нарушенного права заявителя, суды исходили из того, что вступившим в законную силу решением Теучежского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отказ ФИО7 в разрешении на строительство уже признавался незаконным, в связи с чем суда нашли необходимым обязать административного ответчика выдать испрошенное разрешение.
С выводами судов согласиться нельзя. Материалами дела подтверждается, что в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 21670 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес", зарегистрировано право аренды ФИО7 сроком с 10.09.2021 по 05.02.2025. Сведения о правообладателе земельного участка в ЕГРН не внесены. Ранее в отношении данного земельного участка имелся договор аренды N63 от 05.02.2015 сроком на 10 лет, заключенный между Администрацией Тахтамукайского района и ООО "ГрадСтрой-Юг плюс" для жилищного строительства. 03.03.2017 ООО "ГрадСтрой-Юг плюс" передало права и обязанности по договору N63 от 05.02.2015 ФИО6, последний - ФИО7 по договору от ДД.ММ.ГГГГ. 12.07.2022 ФИО7 выдан градостроительный план земельного участка РФ-01-5-05 1-07-2022-0028, в котором указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж3.104. Зона застройки многоэтажными жилыми домами. В информации о предельных размерах земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства указано - не подлежат ограничению ** определяются проектом межевания на основе проекта планировки территории в соответствии с действующими нормативами; минимальная ширина земельных участков вдоль фронта с улицы (проезда) - 24 м; минимальны отступы от границ земельных участков - 3м; минимальное количество надземных этажей зданий - 9 этажей (включая мансардный), максимальное количество надземных этажей -17 (включая мансардный этаж); максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50%.
Решением Комитета Республики Адыгея по Архитектуре и градостроительству от 23.01.2023 N26 ФИО7 отказано в выдаче разрешения на строительство комплекса многоквартирных жилых домов с подземной автостоянкой на вышеназванном земельном участке. Отказ обоснован положениями части 13 статьи 51 ГрК РФ и мотивирован несоответствием объекта виду разрешенного использования земельного участка, внесенному в ЕГРН; несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а именно, пункту 2.1 ГПЗУ (то есть Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Совета народных депутатов МО "Яблоновское городское поселение N32-1 от 25.11.2011 (в редакции от 2022); отсутствие утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории - обязательных для зоны комплексного развития территории. Признавая незаконным оспариваемое решение уполномоченного органа, суды исходили из того, что строительство жилого комплекса соответствует виду разрешенного использования земельного участка. При обращении ФИО7 в Комитет были представлены все документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство. Административному истцу выдан ГПЗУ, что было бы невозможным в случае, если возведение объекта обусловлено наличием утвержденной документации по планировке территории. Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" фактически комплексно осваивается возведением многоэтажных домов. Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 3 ГрК РФ (здесь и далее в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (часть 4 статьи 3 ГрК РФ). К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений (пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ). В силу части 5.1 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте. В отношении таких территорий заключается один или несколько договоров о комплексном развитии территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если планируется осуществление комплексного развития территории (пункт 7 части 3 статьи 41 ГрК РФ). По общему правилу, установленному частью 1 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом. Статьей 51 ГрК РФ установлен перечень документов, подлежащих направлению застройщиком вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство, и основания, при наличии которых может быть отказано в выдаче разрешения на строительство. К таким основаниям частью 13 статьи 51 ГрК РФ отнесены несоответствие представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации). По правилу, закрепленному в части 4 статьи 57.3 ГрК РФ, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории.
Из анализа вышеприведенного правого регулирования следует, что юридически значимым для разрешения спора является наличие/ отсутствие на дату обращения заявителя в уполномоченный орган за испрошенным разрешением установленной на карте градостроительного зонирования ПЗЗ территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории и находится рассматриваемый земельный участок, поскольку решение о комплексном развитии территории влечет обязательность утверждения документации по планировке территории. В ходе рассмотрения дела Комитет указывал, что согласно карте градостроительного зонирования, разработанной в составе ПЗЗ МО "Яблоновское городское поселение", утвержденных решением Совета народных депутатов МО "Яблоновское городское поселение" N 32-1 от 25.11.2011 (в редакции N 39-4 от 11.04.2022) земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" отнесен к зоне комплексного развития (ЗКР). Однако судами данные доводы не проверены, оставлены без внимания.
При этом такие обстоятельства, как фактическая застройка территории многоквартирными домами и выдача ФИО7 градостроительного плана земельного участка с учетом вышеприведенных норм материального права не могут свидетельствовать о законности оспариваемого отказа, равно как и подтверждать обратное. При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что дело рассмотрено судами с существенным нарушением норм процессуального права, что могло повлиять на правильность их выводов, заслуживают внимания.
Допущенные судами нарушения в силу установленных частью 3 статьи 329 КАС РФ пределов полномочий суда кассационной инстанции не могут быть устранены на стадии кассационного производства. В целях ускорения рассмотрения дела кассационный суд, отменяя апелляционное определение и направляя дело на новое рассмотрение в суд субъекта, полагает необходимым оставить кассационную жалобу на решение районного суда на данной стадии судопроизводства без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 16.05.2023 отменить.
Административное дело N 2а-330/2023 направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Адыгея в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09.10.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.