Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Шидаковой О.А.
рассмотрела кассационную жалобу Годиной Е.Ю. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Годиной Е.Ю. к МБУ "Голубицкая производственно-эксплуатационная служба" Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края об оспаривании отказа в выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Година Е.Ю. обратилась в Темрюкский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконным решение директора МБУ "Голубицкая производственно-эксплуатационная служба" Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края (далее - МБУ "Голубицкая ПЭС") ФИО об отказе в выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" (далее - спорный земельные участки); возложить на директора МБУ "Голубицкая ПЭС" обязанность выдать технические условия на подключение к сетям водоснабжения спорных земельных участков.
В обоснование заявленных требований Година Е.Ю. указала, что ей на праве собственности принадлежат вышеупомянутые земельные участки, имеющие вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома с приусадебными участками. После получения разрешения на строительство жилых домов на указанных земельных участках использованы средства материнского сертификата для строительства жилого дома. Административным ответчиком ранее в ответе от 17 апреля 2017 года указано о наличии технических условий подключения к сетям водоснабжения. На основании данного ответа составлены градостроительные планы земельных участков. Вместе с тем в дальнейшем МБУ "Голубицкая ПЭС" отказано в выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения ввиду отсутствия технической возможности подключения.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2023 года решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 октября 2023 года, Година Е.Ю. ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, доводы МБУ "Голубицкая ПЭС" о том, что возможности (мощности) водопроводной сети не рассчитаны на обеспечение спорных земельных участков и расположенных рядом улиц водой, не обоснованы и противоречат фактическим решениям и действиям административного ответчика. Считает, что МБУ "Голубицкая ПЭС" злоупотребляет своим положением путем создания дискриминационных условий для одних потребителей по отношению к другим.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 6 октября 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация), МБУ "Голубицкая ПЭС" выражают несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, объяснения представителя МБУ "Голубицкая ПЭС" Куриную О.В. и представителя администрации Харченко И.Ю, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Из материалов дела видно, что Годиной Е.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 586 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", а также земельный участок площадью 667 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", имеющие вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома с приусадебными участками.
8 мая 2018 года Година Е.Ю. получила разрешения на строительство жилых домов на указанных участках.
17 сентября 2019 года административный истец обратился в МБУ "Голубицкая ПЭС" с заявлением о выдаче технических условий подключения спорных земельных участков к централизованным системам холодного водоснабжения, однако по причине отсутствия свободной мощности Годиной Е.Ю. в выдаче технических условий отказано.
Аналогичный отказ в выдаче технических условий выдан Годиной Е.Ю. 22 августа 2022 года ввиду отсутствия свободной мощности, пропускной способности сетей и сооружений.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дел доказательств, указывающих на наличие технической возможности подключения земельных участков к существующим сетям водоснабжения, указал, что не представлены доказательства одновременного нарушения административным ответчиком требований закона, а также прав и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился.
Вместе с тем судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции усматривает основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Как усматривается из дела, Година Е.Ю. обратилась с требованием об устранении препятствий в подключении к сетям водоснабжения.
Избранный заявителем способ защиты предполагает необходимость доказать не только наличие нарушений или угрозу нарушения ее прав административным ответчиком, но и противоправность действий лица, к которому этот иск предъявлен.
Между тем по данному делу не устанавливались основания для признания противоправными действий МБУ "Голубицкая ПЭС" по отказу в выдаче согласия на подключение к сетям водоснабжения.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года N 2130 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Правила).
Подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства (за исключением водопроводных и (или) канализационных сетей), а также подключение (технологическое присоединение) к централизованным ливневым системам водоотведения и централизованным общесплавным системам водоотведения земельных участков в целях отведения (сброса) поверхностных сточных вод осуществляется с согласия организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в порядке, предусмотренном названными Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
При отсутствии технической возможности подключения, определяемой в соответствии с пунктом 44 Правил, на момент обращения лиц, указанных в пунктах 9 и 11 Правил, с запросом о выдаче технических условий подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, исполнитель одновременно с направлением лицу, обратившемуся с запросом о выдаче технических условий, мотивированного отказа в выдаче технических условий сообщает о возможности обеспечения подключения при внесении заявителем платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке с учетом необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте "г" пункта 44 Правил), либо после внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя в части включения в нее мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, в порядке, предусмотренном пунктами 48 - 57 Правил.
Пунктом 44 Правил предусмотрено, что техническая возможность подключения подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения имеется при одновременном соблюдении следующих условий (за исключением подключения, осуществляемого в рамках уступки права на использование мощности (нагрузки):
а) наличие свободной мощности (резерва мощности) на соответствующих объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
б) наличие резерва пропускной способности водопроводных и (или) канализационных сетей, обеспечивающей передачу необходимого объема горячей или холодной воды и (или) отведение необходимого объема сточных вод для обеспечения требуемой заявителем мощности (нагрузки);
в) сохранение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к водоснабжению и (или) водоотведению, условий договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, содержащих обязанности исполнителя по обеспечению водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты которых на дату получения запроса о выдаче технических условий или заявления о подключении подключены к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, сохранение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к водоснабжению и (или) водоотведению, условий договоров о подключении для заявителей, с которыми ранее заключены договоры о подключении, а также обеспечение выполнения выданных ранее иным лицам в соответствии с пунктом 16 данных Правил технических условий, срок действия которых на дату получения запроса о выдаче технических условий или заявления о подключении не истек;
г) наличие возможности обеспечения рабочего гидравлического режима подачи воды и отведения сточных вод с учетом нормативной скорости и нормативных гидравлических потерь на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создаваемых или реконструируемых исполнителем в рамках исполнения договора о подключении.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
В силу абзаца 1 пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с приведенным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Между тем, разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, не исследовал техническую возможность подключения спорных земельных участков к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а именно судами не дана оценка технической документации на инженерные сети водоснабжения, расчету имеющейся мощности (резерва мощности) и иной документации, позволяющей определить имеющиеся мощности (резерв мощностей) на соответствующем объекте централизованной системы холодного водоснабжения.
Более того, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на вид судопроизводства, в рамках которого подлежат рассмотрению заявленные Годиной Е.Ю. требования. Правильное определение судами вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или гражданского судопроизводства).
До рассмотрения по существу, Година Е.Ю. в порядке статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила суд оказать содействие в собирании и истребовании доказательств по делу, запросив у МБУ "Голубицкая ПЭС" карту подключений к системе водоснабжения по ул. Восточной с предоставлением разъяснений и вызвав для дачи пояснений мастера участка водоснабжения (л. д. 124).
Каких-либо выводов относительно данного ходатайства ни протокол судебного заседания, ни решение суда от 23 декабря 2022 года не содержат.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции не приняты меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу.
При таком положении принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.
Согласно статьям 176 и 180 КАС РФ решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2023 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Темрюкский районный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2023 года отменить, административное дело N 2а-3363/2022 направить на новое рассмотрение в Темрюкский районный суд Краснодарского края.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 17 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.