Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерохова Е.В. к Государственному казенному учреждению Волгоградской области "Центр занятости населения г. Волгограда" об оспаривании приказа, возложении обязанности, по кассационной жалобе Ерохова Е.В. на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 21 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Ерохов Е.В. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Волгоградской области "Центр занятости населения г.Волгограда" (далее - ГКУ Волгоградской области ЦЗН г. Волгограда, ЦЗН) об оспаривании приказа, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что 23 июня 2020 года он был уволен с должности директора ООО "Юр-Центр" в соответствии со ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации. 07 июля 2020 года он подал заявление о предоставлении государственной услуги через личный кабинет информационно-аналитической системы общероссийская база вакансий "Работа в России" по содействию в поиска подходящей работы. Ответчиком на основании его заявления неоднократно принимались решения об отказе в признании истца безработным, которые признавались незаконными определением апелляционной инстанции Волгоградского областного суда и дважды решениями Ворошиловского районного суда г. Волгограда. Приказом от 13 декабря 2022г. N ему вновь отказано в признании безработным. С указанным приказом он не согласен, поскольку с его стороны были выполнены все условия для признания и регистрации его в качестве безработного с 07 июля 2020 года.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным и отменить приказ Государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения г. Волгограда (далее - ГКУ ЦЗН г. Волгограда) от 13 декабря 2022 года N об отказе в признании его безработным.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 21 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 мая 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, без установления обстоятельств, имеющих значение для правильного и объективного рассмотрения спора, просит принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ерохов Е.В. уволен с должности директора ООО "Юр-Центр" 23 июня 2020 года по соглашению сторон на основании ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации.
07 июля 2020 года истцом подано заявление о предоставлении государственной услуги через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" по содействию в поиске подходящей работы.
Путем межведомственного взаимодействия в течение 11 дней, предусмотренных п.2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", сотрудниками Межрайонного отдела занятости населения ГКУ ЦЗН г.Волгограда получены сведения о том, что 16 июля 2020 года истцом был заключен гражданско-правовой договор между единственным участником ООО "Юр-Центр" Ероховым В.И. (заказчик) и ликвидатором Ероховым Е.В. (исполнитель), в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности ликвидатора Общества в процедуре добровольной ликвидации Общества по решению участника от 16 июля 2020 года. Указанные сведения подтверждены выпиской ЕГРЮЛ, предоставленной ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда в отношении ООО "Юр-Центр", в соответствии с которой Ерохов Е.В. назначен ликвидатором ООО "Юр-Центр".
Поскольку на момент рассмотрения заявления Ерохова Е.В. от 07 июля 2020 года ответчик располагал сведениями о заключении истцом договора о выполнении услуг гражданско-правового характера по выполнению процедуры ликвидации ООО "Юр-Центр", а также о регистрации Ерохова Е.В. в качестве ликвидатора юридического лица с внесением указанных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, 13 декабря 2022 года ответчиком был вынесен приказ N об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что приказ N от 13 декабря 2022 года вынесен в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", поскольку Ерохов Е.В. в соответствии с абз.3, абз.5 ст. 2 Закона на момент вынесения оспариваемого приказа относился к категории занятых граждан и не мог приобрести статус безработного.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда согласилась с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; нормы закона далее приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения Д. в Государственное казенное учреждение Московской области "Центр занятости населения городских округов Балашиха и Р.").
В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой
производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").Согласно частям 1, 2 статьи 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона; прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезда или переселения безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина); смерти безработного.
На момент подачи заявления Ерохова Е.В. действовали Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N.
Согласно подпункту "д" пункта 9 вышеуказанных Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в том числе в случае представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции неправильно применили к спорным отношениям приведенные выше правовые нормы об условиях и порядке признания гражданина безработным.
Проверяя правомерность решения от 13 декабря 2022 года, принятого ответчиком по мотиву того, что заявитель является занятым гражданином, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из поступления к ответчику информации об осуществлении истцом трудовой деятельности в 2020 году, поскольку 16 июля 2020 года истцом был заключен гражданско-правовой договор между единственным участником ООО "Юр-Центр" Ероховым В.И. (заказчик) и ликвидатором Ероховым Е.В. (исполнитель), в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности ликвидатора Общества в процедуре добровольной ликвидации Общества по решению участника от 16 июля 2020 года, что явилось достаточным основанием для отказа в признании Ерохова Е.В. безработным.
Вместе с тем, исходя из характера возникшего между сторонами спора, юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований, возражений на них ответчика, норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлись, в том числе следующие обстоятельства: подтвержден ли факт выполнения истцом работы в заявленный период, был ли получен истцом заработок (доход) от указанной деятельности.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Судебными инстанциями оставлены без внимания и соответствующей правовой оценки доводы истца о том, что гражданско-правовой договор от 16 июля 2020 года, заключенный между ООО "Юр-Центр" и Ероховым Е.В. носил безвозмездный характер, какие-либо выплаты по данному договору, и, как следствие, доход от указанной деятельности, отсутствовали.
При этом суждение суда апелляционной инстанции со ссылкой на абз.10 ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" о том, что понятие занятого гражданина не ставится в зависимость от фактического получения или не получения прибыли от участия в организации, нельзя признать соответствующим требованиям закона, поскольку для регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и признания лица безработным обязательным условием является не только отсутствие работы, но также и отсутствие заработка.
В данном случае факт наличия у истца гражданско-правовых отношений в виде заключенного с единственным участником ООО "Юг-Центр" договора об оказании услуг по ликвидации юридического лица, без выяснения исполнения обязательств сторонами по оказанию услуги и ее оплате не подтверждает неправомерность действий истца по обращению за признанию его безработным гражданином.
При таком положении суду надлежало при рассмотрении настоящего дела проверить приведенные выше доводы истца, исследовать вопрос фактического трудоустройства Ерохова Е.В. в рамках заключенного гражданско-правового договора от 16 июля 2020 года и получение им от указанной деятельности какого-либо дохода. Однако данные обстоятельства при разрешении судами настоящего дела установлены не были.
Поскольку в нарушение требований процессуального закона суды формально подошли к рассмотрению спора, связанного с реализацией гражданином установленных законом государственных гарантий социальной защиты от безработицы, что, в свою очередь, привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права заявителя на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 мая 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Волгоградский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.