Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобрецовой О.Ю. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, поступившей с делом 15 августа 2023 г, на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 9 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя ответчика Андрееву С.Ю, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя истца Хакимова Р.Р, судебная коллегия
установила:
Бобрецова О.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю), в котором просит: признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края от 14 июля 2020 г. N Б-1085-08/1243 об отказе пересчитать суммарный размер ее страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края пересчитать суммарный размер ее страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила предоставить письменный расчет ее пенсии с даты выхода на пенсию, с указанием периодов трудовой деятельности, которые были включены в трудовой стаж, а также предоставить формулу расчета стажевого коэффициента СК.
Согласно ответу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края от 25 февраля 2021 г. N Б-229-08/274, в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ей установлена повышенная фиксированная выплата в размере 50% с первоначальной даты обращения.
С 26 июля 2015 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости в размере 14 185, 71 руб. (повышена фиксированная выплата - 8767, 19 (4383, 59 руб. (фиксированная выплата) + 2191, 80 руб. (1/2 фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера) + 2191, 80 руб. (4383, 59 + 2191, 80 руб.)/3 повышенной фиксированной выплаты за 1 нетрудоспособного иждивенца сына - Бобрецова Е.В.), страховая часть пенсии - 5418, 52 руб.
С 1 апреля 2019 г. общий размер страховой пенсии, в связи с исполнением 18 лет иждивенцу и не предоставлением в пенсионный орган справки об учебе Бобрецова Е.В. (сына истца), составил 12 470, 67 руб. (повышенная фиксированная выплата с учетом работы в районах Крайнего Севера без учета одного иждивенца 6775, 39 руб. +5895, 25 руб. страховая часть).
Расчет отношения заработков произведен с 26 июля 2015 г. в размере 1, 4 - районный коэффициент, применяемый к заработной плате в районах Крайнего Севера, в городе Северодвинске Архангельской области, где протекала трудовая деятельность.
Истец полагает, что ответчиком неверно определен размер среднемесячного заработка за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г, его отношение к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период - 1, 7, как лицу, проживавшему на 1 января 2002 г. в районе Крайнего Севера.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 апреля 2022 г, истцу отказано в удовлетворении иска.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2022 г. данные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 февраля 2023 г. исковые требования Бобрецовой О.Ю. удовлетворены. Суд первой инстанции постановилпризнать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края от 14 июля 2020 г. N Б-1085-08/1243; обязать ответчика произвести перерасчет суммарного размера страховой пенсии истца и фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами норм материального права, указывает, что истец не обращался с заявлением о перерасчете пенсии. ОСФР по Краснодарскому краю не выносило решение об отказе в перерасчете пенсии, обращение Бобрецовой О.Ю. было принято и зарегистрировано как письменное обращение, подлежащее рассмотрению в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" предусмотрено, что с 1 февраля 2016 г. индексация размера страховой пенсии с 1 февраля 2016 г. не производится пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию. В связи с тем, что истец является работающим пенсионером ее сумма страховой пенсии, повышанная фиксированная выплата к страховой пенсии выплачивается в размере, исчисленном без учета индексации (увеличения).
Таким образом, в справке ГУ УПФ в г.-к. Сочи от 21 июня 2019 г. отражаются сведения о сумме пенсии как не работающему пенсионеру в размере 15 203, 39 руб. с учетом индексации (увеличения), а также как работающему пенсионеру в размере 12 470, 64 руб. без учета индексации (увеличения).
С 1 августа 2021 г. с учётом изменений в пенсионном законодательстве, беззаявительных перерасчётов как работающему пенсионеру с 1 августа каждого календарного года размер страховой пенсии истца составил 12 858, 04 руб, в том числе повышенная фиксированная выплата - 6575, 39 руб, страховая пенсия - 6282, 65 руб.
Таким образом, оснований для перерасчёта размера страховой пенсии в настоящее время не имеется.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости за работу в качестве машиниста погрузочно-разгрузочных машин (машинист крана) установлена ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона N 400-ФЗ, с даты обращения, 26 июля 2015 г.
Размер пенсии с даты обращения составил 14 128, 58 руб, в том числе фиксированная выплата 8 767, 19 руб. с учётом повышения за работу в соответствующих условиях труда в районе Крайнего Севера, нетрудоспособного члена семьи (сын Егор) и страховая пенсия в размере 5 361, 93 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящего Федерального закона размер пенсии определяется с учётом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за соответствующий период.
Размер среднемесячного заработка рассчитывается за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
У истца среднемесячный заработок с 1 ноября 1990 г. по 31 октября 1995 г. составил 201298, 31 руб, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за соответствующий период 1, 536 (201298, 31: 131095, 95).
В случае если при расчете пенсии применить вариант учета заработной платы за 2000-2001 год это приведет к снижению суммы расчетного пенсионного капитала и соответственно к значительному занижению размера пенсии. Поскольку, отношение заработков за этот период составляет 0, 918.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2.
Вместе с тем, отдельным категориям лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенном размере, в том числе не свыше 1, 4 для лиц, проживавших в г. Северодвинске Архангельской области где к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5.
Исходя из вышеизложенного, трудовая пенсия по старости рассчитана с применением максимальной величины отношения заработков (1, 4), что полностью соответствует нормам действующего пенсионного законодательства.
Выражает несогласие с доводами истца, что Бобрецовой О.Ю. расчетный пенсионный капитал (РПК) применен в размере менее 660 руб, РПК истца составляет 836, 67 руб, то есть более 660 руб. Если применить РПК в размере 660 рублей, то размер пенсии Бобрецовой О.Ю. уменьшится.
Истец Бобрецова О.Ю. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бобрецова О.Ю. с 26 июля 2015 г. является получателем страховой пенсии по старости, с момента обращения с соответствующим заявлением о назначении пенсии.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В силу пункта 3 статьи 36 ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "О трудовых пенсиях"), не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, при установлении страховой пенсии применяются нормы ФЗ "О трудовых пенсиях", касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 1 января 2015 г, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г, а также исчисления размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г.
На основании пункта 3 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях" размер пенсии определяется с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за соответствующий период.
Размер страховой пенсии истца составлял 14 185, 71 руб. (повышена фиксированная выплата - 8767, 19 (4383, 59 руб. (фиксированная выплата) + 2191, 80 руб. (1/2 фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера) + 2191, 80 руб. (4383, 59 + 2191, 80 руб.)/3 повышенной фиксированной выплаты за 1 нетрудоспособного иждивенца сына - Бобрецова Е.В.), страховая часть пенсии - 5418, 52 руб.
С 1 апреля 2019 г. общий размер страховой пенсии, в связи с исполнением 18 лет иждивенцу и не предоставлением в пенсионный орган справки об учебе Бобрецова Е.В. (сына истца), составил 12 470, 67 руб. (повышенная фиксированная выплата с учетом работы в районах Крайнего Севера без учета одного иждивенца 6775, 39 руб. + 5895, 25 руб. страховая часть).
Обжалуемым решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края от 14 июля 2020 г. N Б-1085-08/1243 Бобрецовой О.Ю. отказано в пересчете суммарного размера ее страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Размер среднемесячного заработка рассчитывается за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Судом установлено, что оценка пенсионных прав истца произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона N173-ФЗ среднемесячный заработок истца с 1 ноября 1990 г. по 31 октября 1995 г. составил 201 298, 31 руб, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за соответствующий период - 1, 536 (201 298, 31 : 131 095, 95).
Согласно пункту 2 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В силу пункта 3 названной статьи для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5.
Отдельным категориям лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенном размере, в том числе не свыше 1, 4 для лиц, проживавших в г. Северодвинске Архангельской области, где к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О трудовых пенсиях", при назначении трудовой (страховой) пенсии может быть учтен среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы (24 месяца) по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. За данный период отношение заработной платы заявительницы составляет 0, 918.
Кроме того, при расчете пенсии может быть применен расчет заработной платы за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, данный расчет был применен при назначении пенсии и отношение заработков и составил 1, 536.
Трудовая пенсия истца по старости рассчитана с применением максимальной величины отношения заработков 1, 4.
С 1 апреля 2019 г. размер страховой пенсии по старости в связи с достижением иждивенцем возраста 18 лет составил 12 470, 67 руб, в том числе фиксированная выплата - 6 575, 39 руб, страховая пенсия - 5 895, 25 руб.
С 1 августа 2021 г. размер страховой пенсии истца, как работающего пенсионера, составил 12 858, 04 руб, в том числе фиксированная выплата - 6 575, 39 руб, страховая пенсия - 6 282, 65 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ и исходил из того, что обжалуемое решение пенсионного органа является преждевременным, поскольку имеются предусмотренным законом основания для перерасчета размера страховой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац 7 пункта 3 и абзац 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы, имевшие место до 1 января 2015 г, рассчитывается по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 26 Постановления Минтруда Российской Федерации N 16, Пенсионного Фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 г. N 696-0, от 28 ноября 2019 г. N3181-0).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.
Из ответа пенсионного органа от 25 февраля 2021 г. следует, что с 26 июля 2015 г. истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости в размере 14 185, 71 руб, а с 1 апреля 2019 г. общий размер страховой пенсии снижен до 12 470, 67 руб. в связи с исполнением 18-летнего возраста иждивенцу.
Вместе с тем, из справки пенсионного органа от 21 июня 2019 г. следует, что суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 15 203, 39 руб, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона N400-ФЗ составил 12 470, 64 руб. (л. д. 23 т.1).
Согласно справки ГУ УПФ в г.-к. Сочи от 30 мая 2017 г. размер страховой пенсии по старости Бобрецовой О.Ю. на 30 мая 2017 г. составляет 15 789, 12 руб. (л. д.24 т. 1).
Таким образом, представленные ответчиком документы противоречат правовой позиции пенсионного органа, что истцу с 26 июля 2015 г. назначена страховая пенсия по старости в размере 14 128, 58 руб, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Согласно статье 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В свою очередь, у пенсионного органа отсутствовали законные основания для снижения размера страховой пенсии со ссылкой на положения статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку при исчислении размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам, производится только лишь индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
С учетом положений статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" выплачиваемый Бобрецовой О.Ю, согласно представленной в материалы дела справки от 21 июня 2019 г, размер фиксированной выплаты страховой пенсии в размере 8 001, 29 руб. не подлежал лишь индексации (увеличению) как работающему пенсионеру. Тогда как согласно данной справке размер фиксированной выплаты к страховой пенсии фактически был снижен до 6 575, 39 руб. со ссылкой на положения статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, судом первой инстанции правомерно приняты во внимание имеющиеся противоречия между ответами Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи от 14 июля 2020 г. N Б-1085-08/1243 и от 25 февраля 2021 г. N Б-229-08/274, исходя из которых следует, что размер страховой пенсии Бобрецовой О.Ю. был снижен до 12 470, 67 руб. в связи с исполнением 18-летнего возраста иждивенцу, тогда как согласно вышеназванной справке от 21 июня 2019 г, размер страховой пенсии истца был снижен до 12 470, 64 руб. в соответствии со статьей 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях".
Кроме того, сведения относительно периодов работы Бобрецовой О.Ю, как застрахованного лица, на момент подачи ею заявления о назначении пенсии находились в распоряжении пенсионного органа, который должен был в результате межведомственного запроса принять их во внимание при расчете пенсии истцу еще в 2015 г. и учесть при определении стажа работы Бобрецовой О.Ю. и определении среднего заработка.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск, поскольку выявленные противоречия в представленных ответчиком ответах свидетельствуют о нарушении прав истца на верное исчисление получаемой ею пенсии.
Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в том числе, с учетом указаний Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, изложенных в кассационном определении от 25 августа 2022 г.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для перерасчета пенсии по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 9 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.