Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Лозовой Н.В, Песоцкого В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах Скляр Дениса Леонидовича к администрации Первомайского района Республики Крым об обеспечении лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением, по кассационной жалобе главы администрации Первомайского района Республики Крым Крестьяниновой Е.А. на решение Первомайского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 3 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Прокурор Первомайского района Республики Крым в интересах Скляр Д.Л. обратился в суд с иском к администрации Первомайского района Республики Крым об обеспечении лица, из числа детей-сирот благоустроенным жилым помещением.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Первомайского района поступило обращение Скляр Д.Л, являющегося лицом из числа детей-сирот о нарушении его права на получение жилья, в ходе проверки выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации Первомайского района Республики Крым и установлено, что постановлением администрации Первомайского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Скляр Д.Л. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, самостоятельно приобрести жилое помещение Скляр Д.Л. возможности не имеет. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Скляр Д.Л. не предоставлено. Прокурор полагает, что не предоставление администрацией Первомайского района Республики Крым Скляр Д.Л. жилого помещения нарушает гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы. В связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском, в котором просил суд возложить на администрацию Первомайского района Республики Крым обязанность предоставить Скляр Д.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 25 кв. м, соответствующее требованиям жилищного законодательства.
Решением Первомайского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 3 августа 2023 года, иск прокурора Первомайского района Республики Крым, действующего в интересах Скляр Дениса Леонидовича, удовлетворен.
Суд обязал администрацию Первомайского района Республики Крым предоставить Скляру Денису Леонидовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 25 кв. м, соответствующее требованиям жилищного законодательства, применительно к условиям муниципального образования Первомайского района Республики Крым.
В кассационной жалобе глава Администрации Первомайского района Республики Крым Крестьянинова Е.А, указывая на то, что судами не учтено, что на органах местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, за счёт средств местного бюджета, на администрацию Первомайского района Республики Крым возлагается обязанность по предоставлению благоустроенного жилья только за счет средств, предоставляемых местным бюджетам в виде субвенций из соответствующих бюджетов на выполнение делегированных полномочий, а также, по мнению кассатора, действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилого помещения указанной категории лиц по договору социального найма вне очереди, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об изменении судебных актов.
Письменных возражений не поступило.
Участвующий в деле прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономарева Полина Геннадьевна в суде кассационной инстанции настаивала на оставлении судебных актов без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены судебных актов, так как суды нижестоящих инстанций разрешили спор с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению по настоящему делу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ родился Скляр Д.Л, в актовой записи о рождении в графе "Мать" указана ФИО9, в графе "Отец" по заявлению матери указан ФИО10 (л.д. 89).
Решением Первомайского районного суда Автономной Республики Крым по делу N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 лишена родительских прав в отношении детей: ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Скляр Д.Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 159-160, 164).
Распоряжением Первомайской районной государственной администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ, Скляр Д.Л. был определен в государственное образовательное интернатное учреждение (л.д. 69).
Согласно постановлению администрации Первомайского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Скляр Д.Л. включен в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Первомайского района Республики Крым (л.д. 150-151).
Скляр Д.Л. зарегистрирован по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).
Решением 3 сессии 6 созыва Крестьяновского сельского совета Первомайского района Автономной Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ, за Скляр Д.Л. закреплен жилой дом по адресу: "адрес" (л.д. 51).
Из сообщения администрации Крастяновского сельского поселения Первомайского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время по адресу: "адрес", никто не проживает (л.д. 53).
Постановлением администрации Первомайского района Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт невозможности проживания Скляр Д.Л. в домовладении по адресу: "адрес" (л.д. 152-153).
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Скляр Д.Л. в ЕГРН отсутствуют (л.д. 149).
Таким образом, материалами дела подтверждается и установлено судом, что собственного жилья Скляр Д.Л. не имеет. Денежные средства на приобретение жилого помещения ему не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось. При этом, Скляр Д.Л. состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и не опровергнуты надлежащими доказательствами.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Скляр Д.Л. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ему не предоставлено, в связи с чем имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма жилых помещений общей площадью не менее 25 кв. м, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения Скляру Д.Л. должна быть возложена на администрацию Первомайского района Республики Крым.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, указав что, суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и постановилзаконное и обоснованное решение.
Указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, являются правильными и отмене в пределах доводов кассационной жалобы не подлежат.
При этом судами обоснованно не приняты во внимание доводы администрации Первомайского района Республики Крым об отсутствии финансирования на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Так, согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона Республику Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" предусмотрено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или, членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3PK/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 пункта 3 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (пункты 7, 8, 9 данного Порядка).
Следовательно, процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Скляр Д.Л. законодательно определена. Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Таким образом, судебная коллегия кассационного суда находит выводы судов нижестоящих инстанций правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, изложенную в возражениях, апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции соглашается, по существу изложенные заявителем жалобы обстоятельства направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводам суда об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены в кассационном порядке судебного постановления, принятого по этому делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда Республики Крым от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 3 августа 2023 оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации Первомайского района Республики Крым Крестьяниновой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Комбарова
Судьи Н.В. Лозовая
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.