Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лопаткиной Н.А, Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Феодосии Республики Крым по доверенности ФИО7 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года по исковому заявлению прокурора г. Феодосии Республики Крым в интересах Корсунской Любови Владимировны к администрации г. Феодосии Республики Крым о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Феодосии Республики Крым обратился в суд в интересах Корсунской Л.В. с иском к администрации г. Феодосии Республики Крым, в котором просит возложить на администрацию г. Феодосии Республики Крым обязанность предоставить Корсунской Л.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения, вне очереди.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Феодосии Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Корсунская Л.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 августа 2022 года исковые требования прокурора г. Феодосии Республики Крым в интересах Корсунской Л.В. удовлетворены частично.
На администрацию г. Феодосии Республики Крым возложена обязанность, предоставить Корсунской Л.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду несоответствия выводов судов, содержащихся в них, фактическим обстоятельствам дела, ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В судебном заседании прокурор Кириенко А.А. полагал обжалуемые судебные постановления законными и обоснованными и не подлежащими отмене по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. В этой связи судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Выслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Феодосии Республики Крым на основании заявления Корсунской Л.В. проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Корсунская Л.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Родители Корсунской Л.В. - мать ФИО9 вступившим в законную силу решением Тенькинского районного суда Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении нее родительских прав, отец ФИО10 приговором Феодосийского городского суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ осужден к "данные изъяты", в дальнейшем признано, что он не может в полной мере осуществлять родительские обязанности в связи с болезнью на основании выводов ВВК от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Исполнительного комитета феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ. N над малолетней Корсунской Л.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, установлена опека, ее опекуном назначена ФИО11
Указанным решением Корсунской Л.В. предоставлен статус ребенка, лишенного родительского попечения.
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Корсунская Л.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Установлено, что Корсунская Л.В. нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма какого-либо жилого помещения не является, зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ФИО2.
По настоящее время Корсунская Л.В. жильем не обеспечена, собственного жилья не имеет, сведения о зарегистрированных правах Корсунской Л.В. на недвижимое имущество в ЕГРН отсутствуют.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства дела, исходил из того, что Корсунская Л.В. относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем, которое до настоящего времени ей не предоставлено, в связи с чем такая обязанность подлежит возложению на муниципальный орган.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом согласился и не усмотрел оснований для отмены либо изменения судебного решения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3PK/2015).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит перечень обстоятельств, установленных по настоящему делу, являющихся основанием возникновения права лиц названной категории, к которым относится Корсунская Л.В., на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы ответчика об отсутствии бюджетного финансирования являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым, список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Законом Республики Крым от 18.12.2014 N 46- ЗРК/2014 определены полномочия органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию Списка; установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилете помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся бет попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в частей работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети; оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Таким образом, федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Республики Крым устанавливают обязанность муниципального органа по предоставлению детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставить жилье по договору специализированного найма, вне зависимости от наличия соответствующего финансирования и номера в списке.
Исходя из вышеуказанного, доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда об удовлетворении иска и возложении на администрацию обязанности предоставить жилое помещение без учета наличия соответствующих субвенций судебной коллегией признаются несостоятельными к отмене правильных по существу судебных постановлений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Феодосии Республики Крым по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.