Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черемисина Е.В, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 14 по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 12 июля 2023 года
по административному делу N 42RS0009-01-2022-011018-49 (N 2а-1116/2023) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 14 по Кемеровской области - Кузбассу к Туболеву Юрию Анатольевичу о взыскании задолженности по уплате налогов.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС N14 по Кемеровской области - Кузбассу Максимычевой Т.О, представителя Межрайонной ИФНС N 15 по Кемеровской области - Кузбассу Опариной А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС N 14 по Кемеровской области - Кузбассу обратилась с административным иском к Туболеву Ю.А. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2017 год по требованию N в сумме 2449 руб. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 34, 53 руб.
В обоснование требований указано, что Туболев Ю.А. является плательщиком налогов и сборов, состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС N 15 по Кемеровской области - Кузбассу. Туболевым Ю.А. надлежащим образом обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год не исполнена.
В судебном заседании представитель административного истца Максимичева Т.О. заявленные требования поддержала.
Административный ответчик и его представитель Туболева Т.Н. иск не признали.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС N 15 по Кемеровской области - Кузбассу Опарина А.А. против удовлетворения административных исковых требований не возражала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 17 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 12 июля 2023 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС N14 по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Межрайонная ИФНС России N 14 по Кемеровской области - Кузбассу 13 сентября 2023 года обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 15 сентября 2023 года.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N 14 по Кемеровской области - Кузбассу в части взыскания с Туболева Ю.А. задолженности по транспортному налогу в размере 2449 руб.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия не установиланаличие предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушений, влекущих отмену или изменение судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В качестве обоснования настоящего административного иска налоговый орган исходил из того, что по сведениям ГИБДД автомобиль ISUZU ELF был зарегистрирован за Туболевым Ю.А. в период с 11 июля 2006 года по 27 октября 2015 года. Транспортный налог за десять месяцев 2015 года за указанный автомобиль исчислен по налоговой ставке 14, 00 руб. как за легковой автомобиль в размере 1318 руб. При актуализации базы данных в 2018 году произведено доначисление транспортного налога по этому автомобилю за 10 месяцев 2015 года исходя из ставки 40, 00 руб. (грузовые автомобили), в результате чего доначислено 3767 руб. вместо 1318 руб. Сумма перерасчета составила 2449 руб. На этом основании ответчику направлено дополнительное налоговое уведомление N от 28 сентября 2018 года со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года на сумму 2449 руб. по транспортному налогу за 2015 год, поскольку при первоначальном расчете допущена ошибка в периоде владения транспортным средством и налоговой ставке.
Внесенная ответчиком сумма налога за 2017 год в приведенном размере, разделенная плательщиком на два платежа, была зачтена в хронологическом порядке, а именно за налоговый период 2015 года в сумме 2449 руб. по сроку уплаты 03.12.2018. За налоговый период 2017 года в сумме 12637 руб. по сроку уплаты также 03.12.2018. В связи с изложенным сумма транспортного налога за 2017 год погасилась не полностью, образовался долг в размере 2449 руб. В связи с недоплатой транспортного налога за 2017 год образовалась пеня в размере 34, 53 руб.
Оценив законность предъявленных требований налогового органа о взыскании с Туболева Ю.А. задолженности за 2017 год суды пришли к правильным выводам об их необоснованности, поскольку транспортный налог за 2017 год был уплачен административным ответчиком.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в собственности Туболева Ю.А. находились транспортные средства: TOYOTA LAND CRUSER 120, тип ТС автомобили легковые; мощность л/с 249.00; ставка 68.00; период владения 12/12; сумма налога (2017 год) - 16 932 руб.; ISUZU ELF N, тип ТС автомобили грузовые; мощность л/с 170.00; ставка 50.00; период владения 12/12; сумма налога (2017 год) - 8500 руб. Транспортный налог за 2017 год подлежал уплате не позднее 3 декабря 2018 года.
На основании положений пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 21 августа 2018 года с указанием сумм транспортного налога 16932 руб. и 8500 руб. за 2017 год.
30 ноября 2018 г. Туболев Ю.А. оплатил транспортный налог за 2017 год в размере 8500 руб, 4 декабря 2018 года он оплатил транспортный налог в размере 15086 руб. (исходя из имеющейся переплаты 1846 руб. (16932 руб. - 1846 руб.) за 2017 год (платежный документ N).
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац третий пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утверждены Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н.
Пунктом 7 приведенных Правил (в редакции действовавшей на дату исполнения ответчиком обязанности по уплате налога) было установлено, что в случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Этим же пунктом установлено, что в реквизите "106" распоряжения подлежит указанию значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего периода, "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам - при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов), "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) и т.д.
Судами на основании оценки представленных доказательств установлено, что платежные документы административного ответчика содержали в себе сведения об оплате Туболевым Ю.А. текущих платежей по транспортному налогу за 2017 год. При этом внесенные Туболевым Ю.А. суммы полностью соответствовали суммам, рассчитанным налоговым органом для оплаты транспортного налога за 2017 год.
При таких обстоятельствах суды верно указали на отсутствие у налогового органа оснований для зачета денежных средств, внесенных административным ответчиком в качестве оплаты транспортного налога за 2017 год, в счет задолженности за налоговый период 2015 года.
В своих выводах суды исходили из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судом не допущено, тогда как полномочиями по переоценке установленных обстоятельств и исследованных доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
В этой связи доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание факта полной уплаты Туболевым Ю.А. транспортного налога за 2017 года, отклоняются кассационным судом как направленные на переоценку установленных судами обстоятельств дела.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 12 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 14 по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 1 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.