Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Администрации города Чулыма Новосибирской области, поданную 18 сентября 2023 года, на решение Чулымского районного суда Новосибирской области от 1 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 июня 2023 года
по административному делу N 2а-34/2023 по административному исковому заявлению прокурора Чулымского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по организации на территории г. Чулыма водоотведения, способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе ЖБО и возложении обязанности организовать в границах г. Чулыма водоотведение, способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе ЖБО.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения представителя Правительства Новосибирской области Гвоздевой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу прокурора Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чулымского района Новосибирской области (далее-прокурор) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Чулымский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением к администрации г. Чулыма Новосибирской области
о признании незаконным бездействие администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации на территории города Чулыма Новосибирской области водоотведения, способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов;
обязать организовать в границах г. Чулыма Новосибирской области водоотведение способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов.
В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки в границах города Чулыма установлено, что на территории города надлежащим образом не организовано водоотведение, способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов. Жидкие бытовые отходы в многоквартирных домах и частных домах жителей города Чулыма накапливаются в выгребных емкостях.
Размещение жидких бытовых отходов осуществляется на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", переданном администрацией Чулымского района в аренду ООО " "данные изъяты"" по договору от 23.03.2015 N 31 сроком на 10 лет (до 22.03.2025).
Накопители жидких бытовых отходов в Чулымском районе представляют собой котлованы без ограждающих взаимодействие жидких бытовых отходов с землей, конструкций, очистных сооружений не имеется.
Прокуратурой района с привлечением специалистов СМУ Росприроднадзора и ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО", 07.09.2021 и 28.09.2021 осуществлен выход на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", где размещаются жидкие бытовые отходы.
В результате, проведенной проверки, в том числе, лабораторных исследований ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО", установлено негативное воздействие котлованов (прудов) ЖБО на окружающую среду (почвы), ухудшающее качественное состояние земель, выразившееся в захламлении и загрязнении (превышении фоновых концентраций загрязняющих веществ) почв на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" и прилегающих территориях. В ходе проверки установлено нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, согласно которым, удаление жидких бытовых отходов должно проводиться в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов. Не допускается вывоз жидких бытовых отходов в места, не предназначенные для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов.
Администрация города Чулыма организовала водоотведение на территории городского поселения таким способом, который привел к неблагоприятным последствиям для окружающей среды, а также может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья населения.
Из представленного 14.09.2022 администрацией г. Чулыма плана мероприятий по строительству канализационных сетей и очистных сооружений следует, что нарушения природоохранного законодательства при размещении жидких бытовых отходов не устранены, предполагаемый срок их устранения определен строительством канализационных сетей и очистных сооружений, предположительно до 2026 года, что противоречит принципам разумности и соразмерности времени выполнения таких работ, следовательно, выявленные нарушения не будут устранены городской администрацией в досудебном порядке в кратчайшие сроки.
Решением Чулымского районного суда Новосибирской области от 1 марта 2023 года (далее - суд первой инстанции) административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации на территории города Чулыма Новосибирской области водоотведения, способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов незаконным.
На администрацию г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области возложена обязанность организовать в границах г. Чулыма Новосибирской области водоотведение, способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов, установив срок для совершения указанных действий - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 июня 2023 года (далее - суд апелляционной инстанции) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области (далее - кассатор) просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить административное дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что действующее законодательство не закрепляет обязанность органов местного самоуправления по организации именно централизованного водоотведения. При этом, также отсутствует правовая норма, предусматривающая конкретный способ исполнения обязанности со стороны органа местного самоуправления по водоотведению, например, путем строительства очистных сооружений в поселении, следовательно, орган местного самоуправления, вправе самостоятельно избрать наиболее допустимый способ обеспечения жителей поселения услугой водоотведения. При этом избрание способа водоотведения является правомочием органа местного самоуправления.
На территории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области отсутствует повсеместное централизованное водоснабжение и отсутствует централизованная система водоотведения, соответственно, у органов местного самоуправления городского поселения полномочия в сфере водоотведения отсутствуют.
Также указывает, что водоснабжение и водоотведение в городе Чулыме осуществляется в соответствии с утвержденной схемой водоснабжения города Чулыма Чулымского района Новосибирской области на 2013-2017 гг и на период до 2023 г, утвержденной решением Совета депутатов города Чулыма Чулымского района Новосибирской области от 30.09.2014 N 36, в отсутствие централизованной системы водоснабжения, альтернативного способа данная схема не содержит.
Однако судами данная схема не принята во внимание, положения, которой являются определяющими при выборе способа водоотведения на территории населенного пункта. Действующим законодательством предусмотрено всего два способа водоотведения в населенных пунктах, выбор которых зависит от наличия/отсутствия централизованной системы водоснабжения/водоотведения. Водоотведение в г. Чулыме организованно в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 (удаление жидких бытовых отходов должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию жидких бытовых отходов в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов) и утвержденной схемой водоснабжения.
В целях исключения влияния на здоровье людей негативных последствий, вызванных размещением отходов жизнедеятельности в неотведенных для этих целей местах: в канавы, реку, возле дорожного полотна и т.п, что начало приобретать массовый характер, временной, но необходимой мерой до момента строительства сооружений очистки хозяйственно-бытовых стоков, стало резервное хранение жидких бытовых отходов на специально отведённом для этих целей земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", из категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики", местоположение: Новосибирская область, Чулымский район, МО г. Чулым. Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Чулымского района Новосибирской области от 07.10.2014 г. N 11 вышеуказанный участок был определен в качестве места слива жидких бытовых отходов.
Формирование земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" осуществлялось с учетом рельефа местности, розы ветров, а также предыдущего его использования. Земельный участок является прудом-отстойником с расположенными на нём под углом котлованами (накопителями), что способствует перетеканию фекальных масс из одного в другой, чем обеспечивается резервное хранение жидких бытовых отходов в одном месте. Ранее на данном участке был разработан карьер для добычи глины (перед началом добычи глины весь гумусовой горизонтам (плодородный слой) земли был снят, и лишь потом началось осуществление добычи глины, т.е. котлованы, куда осуществляется слив ЖБО, образовались в 1984 году в результате добычи глины) в дальнейшем на данном земельном участке располагался животноводческий комплекс подсобного хозяйства железной дороги (Решение Чулымского городского Совета народных депутатов N 97 от 22.06.1984 г. "Об отводе земельных участков для строительства"), после данный участок использовался для складирования твердых бытовых отходов и слива жидких бытовых отходов жителями города Чулыма.
В результате последовательно произведенных действий вышеуказанный земельный участок был лишен верхнего плодородного слоя почвы. Почв как природного тела на вышеуказанном земельном участке нет, в том числе почв нет на участках в районе котлованов. Данные факты нашли своё подтверждение при рассмотрении Арбитражным судом Новосибирской области дела N А45-16332/2022, решением Арбитражного суда Новосибирской области по данному делу было отказано в удовлетворении требований Сибирского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере
природопользования к ООО " "данные изъяты"" о взыскании вреда, причиненного почвам на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты". Также данный земельный участок отнесен к землям промышленности, что само по себе предполагает воздействие вредных факторов. Для этого и предусмотрена рекультивация земельного участка в рамках земельного законодательства с целью приведения земельного участка к нормативным требованиям.
По утверждению кассатора каких-либо жалоб от населения, контролирующих органов по поводу использования земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты" для размещения жидких бытовых отходов до 2021 года в администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области не поступало.
Кассатор указывает, что, принимая во внимание суть заявленных прокурором требований, которая сводится к негативному воздействию хозяйствующих субъектов на почвенный слой земельного участка, куда осуществляется слив жидких бытовых отходов, данный вопрос надлежало разрешать в ином порядке в соответствии с положениями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Также кассатор указывает, что судами не дана оценка тому факту, что в адрес администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области поступило письмо прокуратуры Чулымского района Новосибирской области от 08.07.2022 N 135ж- 2022, о рассмотрении возможности установления публичного сервитута из содержания которого следует, что учитывая нуждаемость местного населения в оказании услуг по вывозу жидких бытовых отходов и дальнейшего размещения жидких бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", просят рассмотреть вопрос беспрепятственного доступа специализированных машин к земельному участку для слива жидких бытовых отходов, в том числе с установлением публичного сервитута через земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" находящимся в частной собственности ООО " "данные изъяты"", на период строительства очистных сооружений".
Администрацией города Чулыма Чулымского района Новосибирской области был составлен план мероприятий по объекту "Строительство канализационных сетей и очистных сооружений со станцией приёма жидких бытовых отходов в г. Чулыме Чулымского района Новосибирской области " с октября 2022 года по 3 квартал 2026 года, планируемые мероприятия носят комплексных характер, сроки учитывают необходимость выполнения значительного объема работ и наличия финансирования из федерального и областного бюджета Новосибирской области. Однако судом сделан вывод о том, что указанный план не свидетельствует о надлежащем исполнении возложенной на орган местного самоуправления обязанности по организации водоотведения, поскольку не представлены доказательства того, что на момент вынесения судебного акта организовано водоотведение. Однако в рамках выполнения данного плана 30 декабря 2022 года между администрацией города Чулыма и ООО " "данные изъяты"" заключен муниципальный контракт N "данные изъяты" на выполнение предпроектных работ по объекту "Строительство канализационных сетей и очистных сооружений со станцией приёма жидких бытовых отходов в г. Чулыме Чулымского района Новосибирской области". Денежные средства на выполнение предпроектных работ выделены из средств областного бюджета Новосибирской области. Срок выполнения работ 6 месяцев.
Кассатор указывает, что фактическое выполнение мероприятий, предусмотренных данным планом, начиная с октября 2022 года и продолжая в настоящий момент, не может рассматриваться как бездействие Администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области. К тому же в настоящее время до строительства канализационных сетей и очистных сооружений со станцией приёма жидких бытовых отходов администрацией города Чулыма Чулымского района Новосибирской области выбран предусмотренный действующим
законодательством способ водоотведения в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения. Строительство канализационных сетей и очистных сооружений со станцией приёма жидких бытовых отходов в г. Чулыме Чулымского района Новосибирской области является дорогостоящим мероприятием и непосильно для города Чулыма, бюджет которого носит дотационный характер.
Кассатор полагает, срок, установленный судом - 3 месяца для организации в границах г. Чулыма водоотведения, не разумным.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Правительства Новосибирской области просил удовлетворить кассационную жалобу.
Прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
К судебному заседанию поступили возражения на кассационную жалобу прокуратуры Новосибирской области, Правительство Новосибирской области и Администрация Чулымского района просили отменить судебные акты по мотивам, изложенных в отзывах на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, на территории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области размещение ЖБО осуществляется на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", который представляет собой пруд-отстойник, котлованы которого расположены под уклоном, что способствует перетеканию фекальных масс из одного в другой. Участок предоставлен в аренду ООО " "данные изъяты"" постановлением администрации Чулымского района Новосибирской области от 23.03.2015 N 275 по договору аренды от 23.03.2015 N 31 для размещения накопителей для временного хранения ЖБО сроком с 23 марта 2015 года по 22 марта 2025 года.
Согласно договору аренды земельного участка от 23.03.2015 N 31 на основании постановления администрации Чулымского района от 23.03.2015 N 275, администрация Чулымского района Новосибирской области (арендодатель) предоставляет, а ООО " "данные изъяты"" (арендатор) принимает в аренду земельный участок из земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности земли иного специального назначения" с кадастровым номером "данные изъяты" для размещения накопителей для временного хранения ЖБО, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
21.06.2021 прокурором Чулымского района главе г. Чулыма Новосибирской области внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, причин и условий, им способствующих: предложено в течение месяца со дня внесения указанного представления организовать надлежащим образом осуществление муниципального земельного контроля на территории г. Чулыма (л.д. 20-21).
Из сообщения главы администрации г. Чулыма прокурору Чулымского района от 04.08.2021 следует, что администрацией города Чулыма приобретена специализированная измерительная рулетка, необходимая в рамках проведения муниципального земельного контроля. По выходу специалиста из очередного отпуска, мероприятия по осуществлению земельного контроля будут организованы в соответствии с утвержденным административным регламентом (л.д. 22).
Согласно информации ООО " "данные изъяты"" от 30.07.2021, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" для резервного хранения ЖБО был выбран и сформирован органами местного самоуправления с расположением на нём прудов-отстойников, где расположенные под углом котлованы способствуют перетеканию фекальных масс из одного в другой; учитывая, что органы местного самоуправления работы по обустройству земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не проводили, каких-либо бюджетных средств на указанные цели не выделяли, ООО " "данные изъяты"" самостоятельно несёт затраты по содержанию данного земельного участка. Какого-либо тарифа (платы) за размещение ЖБО иными хозяйствующими субъектами не устанавливалось. ООО " "данные изъяты"" тариф (плату) за размещение ЖБО иными хозяйствующими субъектами на земельном участке, предназначенном для размещения подъездных путей к накопителям для временного хранения ЖБО, не устанавливало, учитывая, что деятельность ООО " "данные изъяты"", касающаяся использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и земельного участка, предназначенного для размещения подъездных путей к накопителям для временного хранения ЖБО, осуществляется без привлечения бюджетных средств и запрашиваемая в п.п. 5-7 требования информация относится к информации с ограниченным доступом - охраняемой законом информации, составляющей коммерческую тайну, запрашивается за пределами проводимой проверки. ООО " "данные изъяты"" при обращении с отходами производства и потребления осуществляет производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий; имеются санитарно-эпидемиологическое заключение, программа производственного контроля в области обращения с отходами. Документы по земельным участкам прошли все необходимые согласования в отраслевых региональных структурах (л.д. 27-28).
В соответствии со справкой СМУ Росприроднадзора от 11.11.2021 ООО " "данные изъяты"", при осуществлении деятельности, не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. Мероприятия по охране земель ООО " "данные изъяты"" не выполняются, жидкие бытовые отходы бесконтрольно распространяются на территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и прилегающие территории, размывают земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", загрязняют почвы, ухудшая качественное состояние земель. Пруды - накопители для размещения ЖБО не имеют очистных сооружений, ограждений. Отсутствует какая-либо проектная документация на данные котлованы, проекты рекультивации нарушенных земель, контроль почв и иная документация. Действиями (бездействиями) юридического лица ООО " "данные изъяты"" по факту невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, нарушены требования ч. 1, пп. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ. По данному факту в отношении ООО " "данные изъяты"" 29.10.2021 г. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Из информации главы города Чулыма от 09.06.2021 г. и 17.06.2021 г. следует, что земельный контроль за период с 2015 - 2020 г.г. и в истекшем периоде 2021 года не проводился. Представление прокурора Чулымского района от 21.06.2021 об устранении нарушений земельного законодательства, причин и условий, им способствующих, административным ответчиком исполнено не было.
Из информации СМУ Росприроднадзора от 01.03.2022, по результатам административного расследования в отношении ООО " "данные изъяты"", юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа размером 400 000 руб. Решением Новосибирского областного суда от 29.06.2022 N 7-214/2022 постановление о назначении наказания в отношении ООО " "данные изъяты"" оставлено в силе. По состоянию на 01.08.2022 административный штраф ООО " "данные изъяты"" не оплачен.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования суд первой инстанции исходил из того, что после предоставления земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в аренду 23.03.2015 года для размещения накопителей под временное хранение жидких бытовых отходов, орган местного самоуправления уклонился от организации водоотведения на территории города Чулыма, накопители для временного хранения жидких бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", отсутствовали и отсутствуют, деятельность по обращению с отходами, проводится на объекте, который не оснащен техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов, на территории, на которой осуществляется слив жидких бытовых отходов, отсутствуют какие-либо очистные сооружения, а также отсутствуют ограждения, препятствующие распространению отходов на поверхность почвы и почвенную толщу.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком, меры к организации водоотведения способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод не предприняты, такое бездействие администрации г. Чулыма по организации водоотведения, является незаконным.
Суд первой инстанции установил, что предоставив земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", местоположение: "адрес" в аренду 23.03.2015 для размещения накопителей для временного хранения ЖБО, орган местного самоуправления уклонился от организации водоотведения на территории города Чулыма, поскольку накопители для временного хранения ЖБО на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", отсутствовали и отсутствуют, деятельность по обращению с отходами, проводится на объекте, который не оснащен техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов, на территории, на которой осуществляется слив ЖБО, отсутствуют какие-либо очистные сооружения, а также отсутствуют ограждения, препятствующие распространению отходов на поверхность почвы и почвенную толщу.
Суд первой инстанции указал, что после предоставления земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в аренду для размещения накопителей для временного хранения ЖБО 23 марта 2015 года и по истечении возможного срока временного хранения ЖБО, при том, что жидкие бытовые отходы до настоящего времени бесконтрольно распространяются на территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и прилегающие территории, размывают земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", загрязняют почвы, ухудшая качественное состояние земель, администрация городского поселения действенных, результативных мер, направленных на надлежащую организацию водоотведения способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе ЖБО, не предпринимала, при том, что вопрос об организации водоотведения является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, решение которого осуществляется органом местного самоуправления в пределах своих полномочий. Администрацией города не принимались к включению мероприятий в подпрограмму "Чистая вода".
Суд первой инстанции счет несостоятельными доводы Администрации г. Чулыма об отсутствии необходимого финансирования указанных мероприятий как причины отсутствия организации водоотведения
Суд первой инстанции отклонил доводы представителя Правительства Новосибирской области об отсутствии бездействия муниципального органа с указанием на то, что администрацией города Чулыма выбран предусмотренный действующим законодательством способ водоотведения признав его несостоятельным, поскольку способ водоотведения - слив жидких бытовых отходов на земельный участок не только противоречит действующему законодательству, но и приводит к неблагоприятным последствиям для окружающей среды, может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья населения.
При этом также указал, что выбранный административным ответчиком в 2015 году способ размещения ЖБО - предоставление земельного участка ООО " "данные изъяты"" являлся временным, земельный участок предоставлен для размещения накопителей, которые фактически не были обустроены, меры к организации водоотведения способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, не предпринимались, что свидетельствует о допущенном Администрацией г. Чулыма бездействии по организации водоотведения.
Суд первой инстанции, установив факт допущенного бездействия со стороны органа местного самоуправления, выразившегося в не разрешении вопросов местного значения, пришел к выводу о возложении обязанности организовать в границах г. Чулыма водоотведение, способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе ЖБО, установив для административного ответчика разумный, отвечающий принципу баланса интересов сторон срок - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд первой инстанции посчитал, что указанный срок позволит организовать водоотведение, будет способствовать исключению дальнейшей порчи, загрязнения земли, по факту которого уже возбуждены дела об административных правонарушениях, не будет увеличивать уже причиненный ущерб.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что материалами дела подтверждено, что мероприятия по охране земель ООО " "данные изъяты"" не выполняются, жидкие бытовые отходы бесконтрольно распространяются на территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и прилегающие территории, размывают земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", загрязняют почвы, ухудшая качественное состояние земель. Пруды - накопители для размещения жидких бытовых отходов не имеют очистных сооружений, ограждений. Отсутствует какая-либо проектная документация на данные котлованы, проекты рекультивации нарушенных земель, контроль почв и иная документация.
Суд апелляционной инстанции приводя правовое обоснование полномочий органа местного самоуправления со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления указал, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац 12 ч.1 ст.2). а также сослался на положения п.4 ч.1 ст. 14 названного закона которым предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, пришел к выводу, что орган местного самоуправления обладает правами и на него возложены обязанности по организации соблюдения природоохранного и земельного законодательства, в том числе и в области водоотведения.
Суд апелляционной инстанции, указав, что объекты, предназначенные для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов, должны соответствовать требованиям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", санитарных правил и санитарно- эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, согласился с выводами суда первой инстанции о том, что после предоставления в аренду 23.03.2015 администрацией Чулымского района Новосибирской области земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" для размещения накопителей для временного хранения ЖБО, администрация г. Чулыма фактически уклонилась от организации водоотведения на территории города Чулыма.
Также суд апелляционной инстанции указал, что представленный план мероприятий администрации г. Чулыма на период с 2022 по 2026 годы, в рамках которого планируется строительство канализационных сетей и очистных сооружений со станцией приема ЖБО в г Чулыме Чулымского района Новосибирской области", не свидетельствует о надлежащем исполнении возложенной на орган местного самоуправления обязанности по организации водоотведения в спорный период. Земельный участок предоставлен ООО " "данные изъяты"" для временного размещения отходов в 2015 году. С момента предоставления участка администрацией мер по организации надлежащего водоотведения (без причинения вреда окружающей среде) не предпринято. План содержит мероприятия на будущее время. Доказательств исполнения плана, сообразно установленным в нем мероприятиям (2022 и 2023 годы), суду не представлено. Вред окружающей среде в настоящее время уже причинен, требуется принятие безотлагательных мер по его устранению.
Требования действующего законодательства о недопущении загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, возложенные на лиц, которым земельный участок предоставлен в аренду, не освобождает орган местного самоуправления от организации водоотведения способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы ответчика об отсутствии бездействия органа местного самоуправления, с указанием на то, что администрацией города Чулыма выбран предусмотренный действующим законодательством способ водоотведения, ввиду их несостоятельности, указав, что способ водоотведения - слив жидких бытовых отходов на земельный участок не только противоречит действующему законодательству, но и приводит к неблагоприятным последствиям для окружающей среды, может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья населения. Возможность организации нецентрализованного водоотведения законодательством действительно предусмотрена. Однако выбор данного способа не свидетельствует об организации водоотведения без соблюдения санитарных правил и норм. Любой способ должен быть организован в рамках требований законодательства.
Также суд апелляционной инстанций признал установленный для административного ответчика по организации водоотведения судом первой инстанции срок - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разумным, отвечающим принципу баланса интересов сторон, посчитав, что установленный для исполнения решения суда, срок будет способствовать исключению дальнейшей порчи, загрязнения земли, срок исполнения решения установлен судом с учетом фактической ситуации, сложившейся в г. Чулыме при накоплении жидких бытовых отходов.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Так согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2022 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Статьей 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п.1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац 12 ч.1 ст.2).
Из положений п.4 ч.1 ст. 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", организация водоотведения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений.
Из п. 2 и п. 9 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" следует, что под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", организация водоотведения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений.
Из п. 2 и п. 9 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" следует, что под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
При этом способы организации водоотведения могут быть различными: прием, транспортировка и очистка сточных вод может осуществляться с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"), слив и транспортирование ЖБО может осуществляться в специально оборудованные для забора, слива и транспортирования ЖБО иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3), т.е. способ определяется самостоятельно органом местного самоуправления городского поселения исходя из конкретных обстоятельств, в том числе наличия/отсутствия централизованной системы водоотведения.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективны форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное
водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Разрешая спор, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды правомерно пришли к выводу, что после предоставления в аренду 23.03.2015 администрацией Чулымского района Новосибирской области земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" для размещения накопителей для временного хранения жидких бытовых отходов, орган местного самоуправления фактически уклонился от организации водоотведения на территории города Чулыма.
Доводы кассатора о несогласии с выводами судов об удовлетворении заявленных требований с указанием на их несоответствие обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права, являются несостоятельными, основанными на субъективной оценке обстоятельств спора и ином толковании норм материального права, о незаконности обжалуемых судебных актов, не свидетельствуют.
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы судебных инстанций, изложенная в ней позиция аналогична доводам, изложенным в обоснование несогласия с заявленными требованиями, которые были предметом правильной правовой оценки нижестоящих судов и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Доводы кассатора о том, что действующее законодательство не закрепляет обязанность органов местного самоуправления по организации именно централизованного водоотведения, а также о том, что отсутствует правовая норма, предусматривающая конкретный способ исполнения обязанности со стороны органа местного самоуправления по водоотведению, являются необоснованными, принимая решение о незаконности допущенного органом местного самоуправления бездействия по организации водоотведения, суд возложил обязанность по организации в границах г. Чулыма Новосибирской области водоотведения способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе жидких бытовых отходов, что соответствует действующему законодательству.
Суды, сославшись на положения Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", которыми предусмотрено, что способы организации водоотведения могут быть различными: прием, транспортировка и очистка сточных вод может осуществляться с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"), слив и транспортирование ЖБО может осуществляться в специально оборудованные для забора, слива и транспортирования ЖБО иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3) не ограничили ответчика в выборе способа исполнения, так как способ определяется самостоятельно органом местного самоуправления городского поселения исходя из конкретных обстоятельств, в том числе наличия/отсутствия централизованной системы водоотведения.
Доводы жалобы о том, что на территории города Чулыма Чулымского района Новосибирской области отсутствует централизованное водоснабжение и отсутствует централизованная система водоотведения, соответственно, у органов местного самоуправления городского поселения полномочия в сфере водоотведения отсутствуют, являются несостоятельными, противоречат нормам права, регулирующим спорные правоотношения, основаны на неправильном толковании норм права.
Доводы кассатора о том, что действующим законодательством предусмотрено всего два способа водоотведения в населенных пунктах, выбор которых зависит от наличия/отсутствия централизованной системы водоснабжения/водоотведения. Водоотведение в г. Чулыме организованно в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 (удаление жидких бытовых отходов должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию жидких бытовых отходов в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов) и утвержденной схемой водоснабжения, являются несостоятельными, не являются основанием для отмены правильных по существу судебных актов.
Доводы кассатора о том, что в целях исключения влияния на здоровье людей негативных последствий, вызванных размещением отходов жизнедеятельности в неотведенных для этих целей местах: в канавы, реку, возле дорожного полотна и т.п, временной, но необходимой мерой до момента строительства сооружений очистки хозяйственно-бытовых стоков, стало резервное хранение жидких бытовых отходов на специально отведённом для этих целей земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", вышеуказанный участок был определен в качестве места слива жидких бытовых отходов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией Восьмого кассационного суда общей юрисдикции ввиду следующего.
Данный административный иск предъявлен прокурором Чулымского района Новосибирской области на основании проверки. Данная проверка проводилась в отношении ООО " "данные изъяты"", которому земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" предоставлен в аренду постановлением администрации Чулымского района Новосибирской области от 23.03.2015 N 275 для размещения накопителей для временного хранения жидких бытовых отходов сроком с 23 марта 2015 года по 22 марта 2025 года. Административные исковые требования предъявлены прокурором вследствие несоблюдения Администрацией г. Чулыма земельного и природоохранного законодательства. Мероприятия по охране земель ООО " "данные изъяты"" не выполняются, жидкие бытовые отходы бесконтрольно распространяются на территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и прилегающие территории, размывают земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", загрязняют почвы, ухудшая качественное состояние земель. Пруды - накопители для размещения ЖБО не имеют очистных сооружений, ограждений. Отсутствует какая-либо проектная документация на данные котлованы, проекты рекультивации нарушенных земель, контроль почв и иная документация. Из письма ООО " "данные изъяты"" от 30.07.2021 следует, что органы местного самоуправления работы по обустройству земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не проводили, каких- либо бюджетных средств на указанные цели не выделяли, ООО " "данные изъяты"" самостоятельно несёт затраты на содержание данного земельного участка. По сведениям СМУ Росприроднадзора ООО " "данные изъяты"", при осуществлении деятельности, не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Установив, что при осуществлении деятельности ООО " "данные изъяты"" по размещению накопителей для временного хранения жидких бытовых отходов, не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе, по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности, а также то, что что после предоставления администрацией Чулымского района Новосибирской области земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в аренду 23.03.2015 для размещения накопителей для временного хранения жидких бытовых отходов, орган местного самоуправления фактически уклонился от организации водоотведения на территории города Чулыма, суды правомерно пришли к выводу о наличии бездействия со стороны администрации города Чулыма, поскольку указанное ведет к нарушению прав жителей указанного населенного пункта на благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания, на территории города Чулыма не организовано водоотведение, способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе ЖБО, Администрацией г. Чулыма не представлено доказательств принятия достаточных мер по осуществлению контроля за деятельностью арендатора земельного участка с расположенными на нем котлованами для хранения ЖБО, доказательств организации водоотведения с соблюдением требований природоохранного и земельного законодательства.
При этом суды обоснованно указали, что несоблюдение требований действующего законодательства, возложенных на лицо, которому земельный участок предоставлен в аренду, влекущих истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, не освобождает орган местного самоуправления от организации водоотведения способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод.
Доводы кассационной жалобы о том, что формирование земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" осуществлялось с учетом рельефа местности, розы ветров, а также предыдущего его использования, земельный участок является прудом-отстойником с расположенными на нём под углом котлованами (накопителями), что способствует перетеканию фекальных масс из одного в другой, чем обеспечивается резервное хранение жидких бытовых отходов в одном месте, не могут являться основанием для отмены судебных актов, опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
Ссылка кассатора на решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-16332/2022, которым отказано в удовлетворении требований Сибирского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ООО " "данные изъяты"" о взыскании вреда, причиненного почвам на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеет, выводы судов не опровергает, поскольку ранее рассмотренный спор и настоящее дело имеют различные предметы доказывания.
Также являются необоснованными доводы кассатора о том, что жалоб от населения, контролирующих органов по поводу использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" для размещения жидких бытовых отходов до 2021 года в администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области не поступало, поскольку данный факт не свидетельствует об отсутствии допущенного Администрацией г. Чулыма бездействия по организации водоотведения.
Вопреки доводам кассационной жалобы о рассмотрении настоящего спора в ином судебном порядке, основаны на неправильном толковании норм процессуального права. Данный спор правомерно рассмотрен судами по правилам административного судопроизводства.
Доводы кассатора со ссылкой на План мероприятий по строительству канализационных сетей и очистных сооружений со станцией приёма жидких бытовых отходов в г. Чулыме Чулымского района Новосибирской области и необоснованном и с указанием на то, что судами данный план не принят во внимание, подтверждающий надлежащее исполнение возложенной на орган местного самоуправления обязанности по организации водоотведения, являются несостоятельными и обоснованно отклонены судами с указанием на то, что План содержит мероприятия на будущее время, доказательств исполнения плана, сообразно установленным в нем мероприятиям (не представлено, вред окружающей среде в настоящее время уже причинен, требуется принятие безотлагательных мер по его устранению.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Оценив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Довод кассационной жалобы о неразумности установленного судом срока, являются необоснованным, установленный срок является разумным, отвечающим принципу баланса интересов. Данный довод был предметом судебной оценки суда апелляционной инстанции, который согласился с судом первой инстанции, что установленный для исполнения решения срок, будет способствовать исключению дальнейшей порчи, загрязнения земли. Срок исполнения решения установлен судом с учетом фактической ситуации, сложившейся в г. Чулыме при накоплении ЖБО.
Вопреки доводам кассационной жалобы все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с положениями законодательства, регулирующими спорные правоотношения и подлежащими применению в настоящем деле.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чулымского районного суда Новосибирской области от 1 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.