Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Пушкаревой Н.В, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Герасимова Петра Павловича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 23 августа 2023 года по административному делу N 2а-3252/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Герасимову Петру Павловичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) обратилось в суд с административным иском о взыскании с Герасимова П.П. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 9 495, 06 руб, пени в размере 6 200, 57 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2 088, 94 руб, пени в размере 1 740, 81 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб, пени в размере 7 912, 62 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 руб, пени в размере 1 454, 14 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 руб, пени в размере 4 854, 21 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб, пени в размере 1 260, 55 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 32 448 руб, пени в размере 2 494, 17 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 8 426 руб, пени в размере 647, 69 руб, мотивируя тем, что в заявленный ко взысканию период Герасимов П.П. являлся плательщиком страховых взносов, однако в установленный действующим законодательством о налогах и сборах срок обязанность по уплате в бюджет соответствующих сумм в полном объеме не исполнил.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 23 августа 2023 года, иск удовлетворен; с Герасимова П.П. в доход соответствующего бюджета взыскана задолженность в общем размере 156 134, 76 руб, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 9 495, 06 руб. и пени в размере 6 200, 57 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2 088, 94 руб. и пени в размере 1 740, 81 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб. и пени в размере 7 912, 62 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 руб. и пени в размере 1 454, 14 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 руб. и пени в размере 4 854, 21 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб. и пени в размере 1 260, 55 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 32 448 руб. и пени в размере 2 494, 17 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 8 426 руб. и пени в размере 647, 69 руб. (по требованию N 72912 от 28.06.2022), а также в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4 322, 70 руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 19 сентября 2023 года, Герасимовым П.П. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований со ссылкой на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Настаивает на пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с настоящим административным иском, возражая относительно выводов судов о том, что в рассматриваемом случае данный срок подлежит исчислению с даты отмены судебного приказа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Неисполнение налогоплательщиками в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Исходя из действующего правового регулирования срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей.
Проверка же законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию основания для проверки соблюдения налоговым органом срока на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа у суда отсутствуют.
Доводы подателя кассационной жалобы об обратном на нормах действующего законодательства не основаны.
Из материалов административного дела усматривается, что мировым судьей судебного участка N 8 г. Абакана 18 октября 2022 года по делу N 2а-8-2818/2022 был вынесен судебный приказ о взыскании с Герасимова П.П. задолженности по страховым взносам за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, и соответствующие суммы пени, предъявленные ко взысканию в рамках настоящего административного иска в связи с последующей отменой судебного приказа.
Оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) мировым судьей не установлено.
Определением мирового судьи судебного участка N 6 г. Абакана, и.о. обязанности мирового судьи судебного участка N 8 г. Абакана, судебный приказ от 18 октября 2022 года по делу N 2а-8-2818/2022 отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения. Выводов о пропуске налоговом органом сроков на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа данное определение также не содержит.
В связи с изложенным, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судами, данный срок налоговым органом не пропущен. Доводы кассационной жалобы указанное обстоятельство не опровергают.
Иных доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе административным ответчиком не приведено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылки административного ответчика в кассационной жалобе на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на представленных доказательствах.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Герасимова Петра Павловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.