Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ангарского городского округа, поданную через суд первой инстанции 21 сентября 2023 г, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 2 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 августа 2023 г.
по административному делу N 2а-2771/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ангарского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства путем проведения ремонтных работ на автомобильной дороге.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением об обязании администрацию Ангарского городского округа в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения действующего законодательства путем проведения ремонтных работ на автомобильной дороге реестровый N, кадастровый N "подъезд к п. Ключевая", протяженностью 8602 метра, расположенной от населенного пункта Шароны в п. Ключевая в Ангарском городском округе.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Ангарска по результатам рассмотрения обращения гражданина ФИО9 в деятельности администрации Ангарского городского округа выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что администрацией муниципальный контроль в дорожном хозяйстве осуществляется ненадлежащим образом. Так, согласно акту проверки автомобильная дорога от населенного пункта Шароны Ангарского городского округа в п. Ключевая, протяженностью 8 602 м, находится в ненадлежащем состоянии, установлены неровности в виде ям и выбоин размером 90 см*6, 5 см*0, 9 м2, 100 см*5, 5 см* 1, 1 м2, 170 см* 12 см*3, 74 м2, 300 см*6 см*4, 2 м2, 60 см*3, 5 см* 1, 02 м2, 100 см*3, 5 см*0, 95 м2, 200 см*8, 5 см* 1, 2 м2, что является нарушением требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст. Прокуратурой г. Ангарска по факту выявленных нарушений мэру АГО 20 декабря 2022 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. 20 января 2023 г. представление прокурора рассмотрено, однако, мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения не принято. Данное обстоятельство нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантируемые государством, создает угрозу их жизни, здоровью и имуществу. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 2 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 августа 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено; на администрацию Ангарского городского округа возложена обязанность привести автомобильную дорогу "подъезд к п. Ключевая" протяженностью 8602 м, кадастровый номер N, в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст, в течение 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Иркутской области поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану жизни, здоровья, имущества, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной, социальной и иной инфраструктуры, на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Этому праву соответствует возложенная федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанность органа местного самоуправления обеспечить его реализацию.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1); ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на ней; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2016 г. N 14-П, обеспечению экономического развития и благополучия страны призвана служить транспортная инфраструктура общего пользования, строительство и модернизация которой, доступность и содержание в надлежащем состоянии создают необходимые предпосылки для реализации гражданами закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, включая право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 9 февраля 2023 г. прокуратурой г. Ангарска проведена проверка соблюдения требований Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Проверка проведена совместно со старшим государственным инспектором дорожного 1 надзора Госавтоинспекции УМВД России по Ангарскому городскому округу ФИО10 представителем заинтересованного лица - начальником отдела дорожной деятельности КЖКХ администрации Ангарского городского округа ФИО11
В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога "подъезд к п. Ключевая" находится в ненадлежащем состоянии. На всей её протяженности выявлены дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин размером 90 см*6, 5 см*0, 9 м2, 100 см*5, 5 см*1, 1 м2, 170 см* 12 см*3, 74 м2, 300 см*6 см*4, 2 м2, 60 см*3, 5 см*1, 02 м2, 100 см*3, 5 см*0, 95 м2, 200 см*8, 5 см* 1, 2 м2, что является нарушением требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст.
20 декабря 2022 г. в адрес администрации Ангарского городского округа прокуратурой г. Ангарска вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, о принятых мерах сообщить в месячный срок.
20 января 2023 г. на указанное представление направлен ответ, из которого усматривается, что для восстановления автомобильной дороги от Шарон в п. Ключевая и приведения покрытия к нормативному техническому состоянию требуется проведение капитального ремонта автомобильной дороги. В 2022 году подана заявка для реализации мероприятия по капитальному ремонту указанной автомобильной дороги в рамках проекта "Безопасные качественные дороги" в 2023-2025 годах. В сентябре 2022 г. проведены ремонтные работы в рамках муниципального контракта на выполнение работ подрядной организацией.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г..N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 2, части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г..N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктов 6 и 12 статьи 3, пункта 6 статьи 13, части 3 статей 15, 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г..N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г..N1090, пункта 3 части 2, пункта 6 части 11 статьи 8, подпункта 5 пункта 1 статьи 11 Устава муниципального образования Ангарский городской округ, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г..N 2438-Р, пункта 5.2.4, таблицы 5.3 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Методы контроля", пункта 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г..N 184-ФЗ "О техническом регулировании", установлено, что состояние дорожного полотна на автомобильной дороге не соответствует предъявляемым требованиям, учитывая, что выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществлению дорожной деятельности входит в обязанности администрации Ангарского городского округа, как владельца автомобильной дороги, пришел к выводу об удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что обязанность по содержанию и осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в границах муниципального образования возлагается на администрацию города.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что в полномочия администрации Ангарского городского округа не входит содержание автомобильных дорог, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Данные полномочия решением Думы Ангарского городского муниципального образования от 12 мая 2015 г. N возложены на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа, который является отраслевым (функциональным) органом администрации Ангарского городского округа по решению отдельных вопросов местного значения, а также иных вопросов, право на решение которых имеет администрация Ангарского городского округа в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области, Уставом Ангарского городского округа, муниципальными правовыми актами Ангарского городского округа. Комитет является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, выступать истцом и ответчиком в суде. Кроме этого, указывает, что Комитетом мероприятия по ремонту автомобильной дороги "подъезд к п. Ключевая" на участке от Р-255 до п. Стеклянка, протяженностью 3 900 метров запланированы на 2024 г.
Данные доводы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании ном материального права и субъективном восприятии обстоятельств административного дела.
Вопреки утверждению подателя кассационной жалобы полномочия в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на ней, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, возложены на органы местного самоуправления городских округов. При этом создание специализированных подразделений, учреждений либо иных структур в целях реализации отдельных полномочий, передача муниципального имущества иным лицам на каком-либо праве, не влекут освобождение органов местного самоуправление от исполнения установленных законом обязанностей, как и отсутствие в бюджете запланированных на текущий финансовый год денежных средств для реализации указанного полномочия.
Довод кассационной жалобы о запланированном на 2024 г. ремонте спорной автодороги на участке протяжённостью 3900 м. не свидетельствует об ошибочности выводов судов по существу заявленных требований, поскольку автомобильная дорога требует осуществления ремонтных работ на всей ее протяженности - 8602 м. Кроме, того муниципальный контракт на осуществление работ в указанной выше части не заключён, при этом само по себе формирование заявки на предоставление субсидии на осуществление дорожной деятельности на очередной календарный год не свидетельствует о надлежащем исполнении органом местного самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог муниципального образования.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которыми была обоснована апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иных доводов, которые бы ранее не являлись предметом оценки судов заявителем не приведено.
Приведенные выше, а также иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 2 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 16 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.