Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики", поданную через суд первой инстанции 26 сентября 2023 г, на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 5 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 4 апреля 2023 г.
по административному делу N 2а-6010/2022 по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Мещеряковой А.Б, представляющей интересы Акционерного общества "Сибирская энергетическая компания", заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления мэрии города Новосибирска от 10 августа 2022 г. N 2717 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения тепловых сетей по "данные изъяты" в Октябрьском районе" в отношении части земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного но адресу: "адрес" в связи с нарушением оспариваемым нормативным правовым актом прав административного истца и его несоответствием закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 5 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 4 апреля 2023 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить требования.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Новосибирской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в силу пункта 3.39.4. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 9 октября 2007 г. N 705 "О департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска" в функции Департамента входит обеспечение деятельности комиссий, созданных в целях решения вопросов, входящих в компетенцию департамента, в соответствии с положениями о таких комиссиях.
Согласно разделу 3 постановления мэрии города Новосибирска от 4 февраля 2013 г. N 907 "Об утверждении состава и Положения о комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска" комиссия но вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска принимает решения об установлении или отмене публичных сервитутов на земельных участках.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 10 августа 2022 г. N 2717 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения тепловых сетей по "данные изъяты" в Октябрьском районе" установлен публичный сервитут в целях размещения тепловых сетей "Тепловая сеть к многоквартирным многоэтажным домам с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях и встроен но-пристроенной подземной автостоянкой но ул. Кирова в Октябрьском районе города Новосибирска", их неотъемлемых технологических частей, необходимых для организации теплоснабжения населения и подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - линейные объекты системы теплоснабжения), в отношении, в том числе, части земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования СибГУТИ.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - для эксплуатации здания общежития, на земельном участке расположено здание (общежитие), предоставленное на праве оперативного управления СибГУТИ.
Основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта послужило ходатайство АО "СИБЭКО", обладающего статусом субъекта естественной монополии.
Департаментом строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска, в порядке статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладателю вышеуказанного земельного участка СибГУТИ направлено сообщение о возможном установлении публичного сервитута путем размещения 7 июля 2022 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по сетевому адресу: http://novo-sibirsk/ru, на официальном сайте Департамента http://dsa.novo-sibirsk/ru, Бюллетене органов местного самоуправления N 30 от 7 июля 2022 г.
В течение 30 дней с момента опубликования сообщения, согласно требованиям части 8 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо СибГУТИ в мэрию г. Новосибирска для учета его прав, не обращалось, доказательств иного материалы дела не содержат.
Оспариваемое Постановление N 2717 опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления г. Новосибирска N 35 от 11 августа 2022 г. и на официальных сайтах г. Новосибирска и Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Разрешая спор по существу и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пунктов 2 и 14 статьи 23, пункта 1 статьи 39.37, пунктов 1-4 статьи 39.39, подпункта 1 статьи 39.40, статьи 39.41, пункта 1 статьи 39.4, пункта 1 части 1 статьи 39.45 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 43, частей 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3.39.4. решения Совета депутатов г. Новосибирска от 9 октября 2007 г. N 705 "О департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска", раздела 3 Постановления мэрии города Новосибирска от 4 февраля 2013 г. N 907 "Об утверждении состава и Положения о комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска", исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что в связи с изданием Постановления мэрии г. Новосибирска обладателю публичного сервитута АО "СИБЭКО" было предоставлено право использовать часть участка для размещения транзитной теплотрассы к строящимся домам на земельном участке предоставленном СибГУТИ на праве постоянного (бессрочного) пользования, в нарушение пунктов 1.6-1, 8, 2.1.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", запрещающих прохождение по территории образовательных учреждений транзитных тепловых сетей, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов правообладателя. Судом апелляционной инстанции неверно истолкован пункт 9.4 СП 124.13330.201. Административный истец является образовательной организацией, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности и деятельность по предоставлению мест временного проживания для обучающихся и в связи с этим использование предоставленных ему земельных участков регулируется специальными правовыми нормами, в том числе и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Исполнение постановления мэрии г. Новосибирска как нормативно-правового акта повлекло совершение действий, нарушающих пункты 1.6-1.8, 2.1.1, 2.2.5 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Данные доводы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа, городского поселения отнесено установление публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, о чем указано в статье 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 23 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" общеобразовательной организацией является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального, общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (в том числе общежития, часть 2 статьи 27). Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций (часть 1 статьи 39).
Согласно пункту 3.3 СП 379.1325800.2020 "Свод правил. Общежития. Правила проектирования", утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 917/пр, общежитие представляет собой здание для временного пребывания, размещение проживающих в котором осуществляется в жилых комнатах.
Как установлено судами на спорном земельном участке расположено общежитие, используемое образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам высшего образования.
Пунктом 1.1 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (далее - СП 2.4.3648-20), определено, что СП 2.4.3648-20 направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности (пункт 1.2), в том числе должны соблюдаться при разработке проектной документации в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении указанной деятельности с учетом особенностей, определенных для отдельных видов организаций, которые в отношении образовательных организаций высшего образования приведены в пунктах 3.10.1, 3.10.2 (пункт 1.3):
- при наличии собственной территории выделяются учебная, физкультурно-спортивная, хозяйственная и жилая (при наличии студенческого общежития) зоны. На собственной территории хозяйствующего субъекта предусматривается не менее двух въездов (основной и хозяйственный). Хозяйственная зона должна иметь самостоятельный въезд (пункт 3.10.1), - учебные помещения и оборудование для учебно-производственной деятельности должны соответствовать требованиям пунктов 3.4, 3.5, 3.9, 3.6 Правил.
Разделом 2 вышеуказанных санитарных правил определены общие требования для размещения объектов хозяйствующим субъектом, при этом исходя из содержания данного раздела данные требования подлежат применению для организаций, реализующих программы различного уровня образования.
Согласно п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20 через собственную территорию образовательного учреждения не должны проходить магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов.
В силу пункта 9.3 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 24 июня 2003 г. N ПО (далее - СНиП 41-02-2003), при выборе трассы допускается пересечение жилых и общественных зданий транзитными водными тепловыми сетями. Пересечение транзитными тепловыми сетями зданий и сооружений детских дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждений не допускается. Прокладка тепловых сетей по территории перечисленных учреждений допускается только подземная в монолитных железобетонных каналах с гидроизоляцией.
Учитывая вышеуказанные нормы материального права, а также конкретные обстоятельства настоящего административного дела, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований являются правильными. Возникшие правоотношения, связанные с возможностью размещение тепловых сетей на земельных участках, на которых расположены образовательные учреждения, урегулированы в том числе СП 2.4.3648-20 и СНиП 41-02-2003, то есть нормативными актами, имеющими равную юридическую силу, системное толкование содержания которых не свидетельствует об установлении императивного запрета на размещение на части земельного участка на котором находится общежитие образовательного учреждения высшего образования и не расположено само учреждение транзитных тепловых сетей. Следует также отметить, что с учетом плотности застройки спорной территории, уже имеющейся системы коммуникаций, теплоснабжающей организацией была обоснована невозможность иных вариантов прокладки тепловой сети для подключения строящихся объектов.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 5 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 4 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.