Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фурмановой Юлии Николаевны, поданную 25 сентября 2023 г, на решение Черновского районного суда города Читы от 26 апреля 2023 г. (с учетом определения Черновского районного суда г. Читы от 26 мая 2023 г. об исправлении описки) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 5 июля 2023 г. (с учетом определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 12 июля 2023 г. об исправлении описки), по административному делу N 2а-966/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее - УФНС России по Забайкальскому краю) к Фурмановой Юлии Николаевне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
УФНС России по Забайкальскому краю обратилось в Черновский районный суд города Читы с административным исковым заявлением о взыскании с Фурмановой Ю.Н. задолженности по транспортному налогу и пени в размере 2 049, 24 руб, в том числе: транспортный налог за 2018 год в размере 1 050 руб, транспортный налог за 2019 год в размере 438 руб, пени за нарушение срока уплаты транспортного налога в размере 561, 24 руб.
В обоснование заявленных требований указано, Фурманова Ю.Н. состоит на налоговом учете в УФНС России по Забайкальскому краю, является собственником транспортных средств. Налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2014 год в размере 1 552 руб, за 2015 год - 4 726 руб, за 2016 год - 3 395 руб.; за 2017 год - 1 080 руб.; за 2018 год - 1 050 руб.; за 2019 год - 438 руб.
Об уплате налогов Фурмановой Ю.Н. направлялись налоговые уведомления: N от 05.04.2015, N от 13.09.2016, N от 21.09.2017, N от 14.08.2018, N от 10.07.2019, N от 03.08.2020. В связи с неисполнением обязанности по уплате, были направлены требования об уплате налога N от 15.07.2019, N от 04.02.2020, N от 26.06.2020, N от 18.10.2021, установлены сроки для уплаты. Задолженность в полном объеме Фурмановой Ю.Н. не погашена.
Выданный мировым судьей судебного участка N 11 Черновского судебного района г. Читы судебный приказ определением от 30.01.2023 отменен на основании возражений должника.
Решением Черновского районного суда города Читы от 26.04.2023, (с учетом определения Черновского районного суда г. Читы от 26.05.2023 об исправлении описки), с Фурмановой Ю.Н. взысканы транспортный налог за 2018 год в размере 1 050 руб, транспортный налог за 2019 год в размере 438 руб, пени за нарушение сроков уплаты транспортного налога в размере 561, 24 руб., всего: 2 049, 24 руб. С Фурмановой Ю.Н. в бюджет городского округа "Город Чита" взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 05.07.2023, с учетом определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 12.07.2023 об исправлении описки, решение Черновского районного суда г. Читы от 26.04.2023 в части взыскания пени за нарушение сроков уплаты транспортного налога с физических лиц и общей суммы задолженности изменено, постановлено взыскать с Фурмановой Юлии Николаевны, в пользу УФНС России по Забайкальскому краю пени за нарушение сроков уплаты транспортного налога с физических лиц в размере 352 руб. 43 коп, всего взыскать - 1 840 руб. 43 коп. В остальной части решение Черновского районного суда г. Читы от 26.04.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фурманова Ю.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального права, при неправильном установлении обстоятельств по делу.
В обоснование жалобы, указывает на идентичность сумм взыскания по пени за период 2014, 2015 годов. Указывая на административные дела N 2а-335/2019 и N, 2а-111/2021, полагает, административным ответчиком не представлено доказательств для взыскания пени по задолженности транспортного налога за 2014 год. Кроме того, указывает на пропуск срока для обращения в суд с административным иском, заявление о восстановлении срока не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. Представителем УФСН России по Забайкальскому краю представлено заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей
В силу пункта 1 статьи 358 названного Кодекса объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1 стать 48 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Фурманова Ю.Н. являлась собственником транспортных средств, являющихся объектами налогообложения по транспортному налогу.
Принадлежность транспортных средств и периоды владения административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Налоговым органом в соответствующий налоговый период об уплате налогов направлялись налоговые уведомления: N от 045.04.2015 - транспортный налог за 2014 г. в размере 1 552 руб.; N от 13.09.2016 - транспортный налог за 2015 г. в размере 4 726 руб.; N от 21.09.2017 - транспортный налог за 2016 г. в размере 3 395 руб.; N от 14.08.2018 - транспортный налог за 2017 г. в размере 1 080 руб.; N от 10.07.2019 - транспортный налог за 2018 г. в размере 1 050 руб.; N ото 03.08.2020 - транспортный налог за 2019 г. в размере 438 руб.
Решением Черновского районного суда г. Читы от 21.02.2019 по административному делу N 2а-335/2019 с Фурмановой Ю.Н. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в размере 1 126 руб. в связи с частичным исполнением требований. Определением Черновского районного суда г. Читы от 21.02.2019 по указанному делу принят частичный отказ от иска с связи с добровольной уплатой налога.
Решением Черновского районного суда г. Читы от 16.02.2021 по административному белу N 2а-111/2021 отказано в удовлетворении требований к Фурмановой Ю.Н. о взыскании транспортного налога за 2017 г. (налоговое уведомление N от 14.08.2018) и транспортного налога за 2015-2016 г.г. (налоговое уведомление N от 19.12.2018).
В связи с неуплатой в установленные законом сроки налогов, налоговым органом Фурмановой Ю.Н. направлялись требования: N N по состоянию на 15.07.2019 на сумму 693, 04 руб, об уплате пени по транспортному налогу, установлен срок для исполнения - до 01.11.2019; N N по состоянию на 04.02.2020 об уплату транспортного налога на 2018 г. в размере 1 050 руб. и пени на сумму 13, 90 руб, установлен срок для исполнения - до 20.03.2020; N по состоянию на 26.06.2020 об уплате пени по транспортному налогу, начисленного на недоимку в размере 4 726 руб. на сумму 679, 69 руб, установлен срок исполнения - до 17.11.2020; N по состоянию на 18.10.2021 об уплате транспортного налога з 2019 г. в размере 438 руб. и пени на сумму 24, 17 руб, установлен срок исполнения - до 26.11.2021.
На основании заявления налогового органа 15.12.2022 мировым судьей судебного участка N 11 Черновского судебного района г. Читы вынесен судебный приказ N 2а-6481/2022 о взыскании с Фурмановой Ю.Н. задолженности в размере 2 049, 24 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 11 Черновского судебного района г. Читы от 30.01.2023 судебный приказ N 2а-6481/2022 отменен в связи с поступившими возражениями ответчика.
Административное исковое заявление подано в суд 24.03.2023.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к выводу об их удовлетворении в заявленном в административном иске размере, указав на том, что налоговым органом соблюден срок для обращения в суд с административным иском и обязанность по уплате налога не исполнена.
Судебная коллегия Забайкальского краевого суда, проверяя законность решения, установиланаличие оснований для изменения решения, не установив наличия оснований для взыскания пени на недоимку по транспортному налогу за налоговые периоды 2014, 2016-2017. Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд отклонены, как не обоснованные.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов о наличии оснований для взыскания недоимки и пени, в сумме, определенной апелляционным судом, правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, при установленных судами обстоятельствах, нарушение судами норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, доводы кассационной жалобы не подтверждают.
Вопреки доводам кассационной жалобы, повторного взыскания пени, а равно взыскание пени, право требования которой утрачено, в том числе по мотивам отсутствия сведений о взыскании недоимки или отказе в удовлетворении требований о взыскании недоимки в судебном порядке, судом не допущено.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы заявителя о пропуске срока на обращение в суд, поскольку указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела. Указанные доводы обоснованно были отклонены судами.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Фурмановой Ю.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Черновского районного суда города Читы от 26 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 5 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 ноября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.