Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Латушкиной С.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6374/2022 (УИД: 19RS0001-02-2022-008842-57) по иску Бодягина Александра Евгеньевича к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об обязании внести изменения в программу реабилитации инвалида, по кассационной жалобе Бодягина Александра Евгеньевича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 6 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бодягин Александр Евгеньевич (далее - Бодягин А.Е, истец) обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия Минтруда России, ответчик) об обязании внести изменения в программу реабилитации инвалида.
В обоснование заявленных требований Бодягин А.Е. указал, что 13 июня 2013 г. ему выдана повторно бессрочно индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПР), в которой отсутствует заключение о наличии медицинских показаний для пользования транспортным средством, поскольку на момент выдачи ИПР им (истцом) получена денежная компенсация на приобретение транспортного средства на основании ранее выданной ИПР. Отсутствие заключения о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства не позволяет ему получать компенсацию в размере 50 % от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования автогражданской ответственности. Также без изменения характеристик технических средств реабилитации (далее - ТСР), истец не может получить необходимые средства реабилитации, предусмотренные в заключениях медико-технических комиссий. Ответчик отказался внести соответствующие изменения в ИПР.
Бодягин А.Е. просил суд внести изменения в индивидуальную программу реабилитации (ИПРА) в виде заключения о наличии медицинских показаний для пользования транспортным средством и указания технических средств реабилитации и их характеристик согласно заключению медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи "ОРТО инновации" N от 27 декабря 2021 г. и акта медико-технической комиссии по проблемам протезирования, ортезирования и технических средств реабилитации ООО "Сколиолоджик" N от 19 июля 2022 г. и направить ИПРА на бумажном носителе в его адрес.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 6 июня 2023 г, в удовлетворении исковых требований Бодягину Александру Евгеньевичу к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об обязании внести изменения в программу реабилитации инвалида, отказано.
В кассационной жалобе Бодягин А.Е. просит об отмене решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 6 июня 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что внесение изменений и исправлений в ИПР инвалида, разработанную до 1 января 2016 г, в случае необходимости уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных мероприятий, составляется по заявлению инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ), при это выдается новая ИПРА. Принимая во внимание, что ранее действующая форма ИПР отличается от действующей формы ИПРА, использование стандартного механизма ФГИС ЕАВИИАС МСЭ по внесению изменений не представляется возможным, вместе с тем, правовых оснований для отказа в реализации его прав не имеется. Действия ответчика нарушают права истца на получение медико-социальной помощи, в том числе, на обеспечение ТСР или компенсации стоимости самостоятельно приобретенного ТСР.
Относительно доводов кассационной жалобы ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия Минтруда России", Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия представлены письменные возражения, в которых просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Бодягин А.Е, представители ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Хакасия Минтруда России", Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Бодягин А.Е. с 1999 года является "данные изъяты"
Причина инвалидности: "данные изъяты"
"данные изъяты"
Бодягину А.Е. разработана ИПР N от 4 июня 2013 г. с определением нуждаемости в "данные изъяты" с указанием перечня технических средств реабилитации (ТСР) бессрочно: "данные изъяты"
Обращаясь с иском, истец Бодягин А.Е. ссылался на заключение медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи "ОРТО инновации" N от 27 декабря 2021 г, которым установлено, что у Бодягина А.Е. имеются показания, в том числе, в "данные изъяты"
Также истец ссылался на акт ООО "Сколиолоджик" N от 19 июля 2022г, из которого следует, что он (Бодягин А.Е.) нуждается в "данные изъяты"
Из искового заявления усматривается, что, истец полагал, что изменения в его ИПРА возможно по заявлению без направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ).
Разрешая спор по существу и отказывая в иске суд первой инстанции указал, что требования, предъявляемые истцом, исходя из их содержания, и классифицируемые им как изменения в ИПР, фактически являются требованиями новых мероприятий медицинской реабилитации, которые требуют разработки новой ИПРА с проведением медико - социальной экспертизы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 6 июня 2023 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Понятия реабилитации и абилитации инвалидов приведены в ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт (ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов (ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации")
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. N 2347-р к реабилитационным мероприятиям относятся:
1. восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности);
2. реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности);
3. санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
4. протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов;
5. обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации), В ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (ч. 4 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами (ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 1, ч. 3 и ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ч. 2 ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены также протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н (далее по тексту - Порядок).
Согласно п. 3 данного Порядка индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным им должностным лицом.
Разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида состоит из следующих этапов: а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; б) оценка реабилитационного и абилитационного потенциала; в) определение реабилитационного и абилитационного прогноза; г) определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду (ребенку-инвалиду) восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей (п. 5 Порядка).
Разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданам. Разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (п. 6 Порядка).
Согласно п. 9 Порядка при необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).
При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением персональных данных инвалида (ребенка-инвалида), а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая, арифметическая либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида), обращению организаций, предоставляющих меры социальной защиты инвалиду (ребенку-инвалиду), распоряжению руководителя главного бюро (Федерального бюро) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу и проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).
Приказом Минтруда России от 5 марта 2021 г. N 106н утвержден перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, применяемый с 22 июня 2021 г, в котором под номером 8-07 указаны "Протезы нижних конечностей", в медицинских показаниях для обеспечения инвалидов данным ТСР указано, что протезы нижних конечностей подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: самостоятельному передвижению, способность к самообслуживанию, трудовой деятельности.
Протезы подбираются инвалиду, ребенку-инвалиду с учетом условий использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.
Протезы нижних конечностей с микропроцессорным управлением подбираются инвалиду, ребенку-инвалиду индивидуально, при потенциальном достижении 3 - 4 уровня двигательной активности.
При назначении протеза нижней конечности инвалидам, детям-инвалидам, нуждающимся в первичном протезировании, определяется возможность замены до трех приемных гильз.
Длина костной культи бедра определяется как функциональная длина культи и измеряется расстоянием от седалищного бугра до торца культи (до нижней точки плоскости костного опила бедренной кости).
Эффективность использования протезов под номерами 8-07-12, 8-07 - 13, 8-07-14 оценивается при определении медицинских показаний и противопоказаний по истечении срока пользования.
"Протез бедра модульный с микропроцессорным управлением" указан под номером 8-07-12.
В медицинских показаниях для обеспечения инвалидов данным ТСР указаны - стойкие умеренные или выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций нижней конечности вследствие: костной культи/культей бедра длиной не менее 8 см, вычленения в коленном суставе при потенциальном достижении 3 - 4 уровня двигательной активности; костной культи/культей бедра длиной не менее 6 см при обязательном (или безусловном) потенциальном достижении 3 - 4 уровня двигательной активности.
В качестве абсолютных медицинских противопоказаний указано: нарушение целостности кожных покровов культи и близлежащего сегмента, пороки и болезни культи бедра, требующие медицинских реабилитационных мероприятий и/или реконструктивных хирургических вмешательств; значительно выраженные нарушения статики и координации движений (гиперкинетические, атактические нарушения); значительно выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной системы, эндокринной системы и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции; двусторонняя нижняя параплегия, выраженный или значительно выраженный нижний парапарез; стойкие выраженные, значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций и/или стойкие выраженные, значительно выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы сохраненной конечности.
К числу относительных медицинских противопоказаний отнесены: выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, дыхательной системы, пищеварительной системы, эндокринной системы и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции; выраженные или значительно выраженные нарушения зрения: острота зрения лучше видящего глаза с коррекцией 0, 1-0; наличие эпилептических припадков с нарушением сознания; возраст менее 6 лет (с учетом формирования навыков и умений в соответствии с биологическим возрастом); выраженные, значительно выраженные нарушения психических функций, приводящие к выраженному снижению или отсутствию критической оценки своего состояния и ситуации в целом, нарушениям поведения, аффективно-волевым, психо патоподобным нарушениям, психопатизации личности.
"Протез бедра для купания" указан под номером 8-07-05.
В медицинских показаниях для обеспечения инвалидов данным ТСР указаны стойкие умеренные или выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций нижней конечности вследствие: культи бедра по Гритти или по Гритти-Шимановскому; вычленения в коленном суставе; культи бедра на любом уровне двигательной активности.
В качестве абсолютных медицинских противопоказаний, указано: значительно выраженные нарушения статики и координации движений (гиперкинетические, атактические нарушения); двусторонняя нижняя параплегия или значительно выраженный нижний парапарез.
Относительные медицинские противопоказания: нарушение целостности кожных покровов культи и близлежащего сегмента, пороки и болезни культи бедра, требующие медицинских реабилитационных мероприятий и/или реконструктивных хирургических вмешательств; значительно выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной системы, эндокринной системы и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции; выраженный нижний парапарез; выраженные, значительно выраженные нарушения психических функций, приводящие к выраженному снижению или отсутствию критической оценки своего состояния и ситуации в целом, нарушениям поведения, аффективно-волевым, психопатоподобным нарушениям, психопатизации личности.
В абзацах 1, 4, 5, 13 пункта 41 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 "О признании лица инвалидом" (далее - Правила признания лица инвалидом) указано, что для гражданина, признанного инвалидом (ребенком-инвалидом), разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее индивидуальная программа реабилитации или абилитации).
При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, поданному в установленном пунктом 21 настоящих Правил порядке, взамен ранее выданной индивидуальной программы реабилитации или абилитации составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.
Составление новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации с включением в нее рекомендаций о показанных технических средствах реабилитации осуществляется исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала с использованием перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий для уточнения структуры и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений, реабилитационного потенциала.
В силу п. 21 Правил признания лица инвалидом в случае если проведение медико-социальной экспертизы необходимо в целях, предусмотренных подпунктами "к", "н", "о" и "п" пункта 22 настоящих Правил, а также в случаях, предусмотренных абзацами четвертым и шестым пункта 41 настоящих Правил, направление на медико-социальную экспертизу не требуется.
В своей совокупности положения п. 21 и 22 Правил признания лица инвалидом указывают на то, что медико-социальная экспертиза проводится бюро, главным бюро, Федеральным бюро в соответствии со следующими заявленными в направлении на медико-социальную экспертизу или в заявлении гражданина (его законного или уполномоченного представителя) целями проведения медико-социальной экспертизы.
Направление на медико-социальную экспертизу не требуется в случаях необходимости проведения экспертизы в следующих целях:
- определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
- выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
- выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
- внесение исправлений в ИПРА в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду;
- включение в ИПРА ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей- инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала;
- иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями (далее - ПОИ) осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (далее - Правила), с учетом сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 марта 2021 г. N 107н.
Согласно пунктам 2, 4 Правил региональное отделение Фонда ведет работу по обеспечению граждан льготной категории ПОИ в рамках ИПР (ИПРА), разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании заявлений о предоставлении ПОИ в рамках действующего законодательства.
Также Правилами предусмотрено обеспечение граждан льготной категории ПОИ путем: предоставления соответствующего ПОИ на основании направления, выданного в отобранную уполномоченным органом организацию; выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ПОИ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 "Правил предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также представления Пенсионному фонду Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 2579 (ред. от 30 июня 2022 г.) (далее - Правила), компенсация предоставляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании полученных из федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" сведений о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом) транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм, а также сведений, содержащихся в договоре обязательного страхования, полученных из автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - автоматизированная информационная система).
Одним из условий предоставления территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации компенсации в беззаявительном порядке (проактивном режиме), предусмотренных пунктом 4 Правил является наличие в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" сведений об инвалидности и о заключении о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом) транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм, указанном в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида). Компенсация в заявительном порядке предоставляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии в государственных информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, сведений, указанных в абзаце пятом пункта 4 настоящих Правил.
Согласно пункту 7 Правил в случае отсутствия вышеуказанных сведений территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет гражданина с использованием личного кабинета на Едином портале и иным способом, позволяющим определить факт и дату его уведомления о наличии права на получение компенсации и необходимости обращения за ее получением с заявлением о предоставлении компенсации и представлением документов, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 8 настоящих Правил.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил в случае, указанном в пункте 7 настоящих Правил, граждане вправе подать заявление о предоставлении компенсации в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе в электронной форме с использованием Единого портала, или непосредственно в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанных соглашений на основании Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Абзацем 4 пункта 8 Правил предусмотрено, что в случае отсутствия в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" сведений, указанных в абзаце третьем пункта 4 настоящих Правил, решение о предоставлении компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании представленных гражданином документа, подтверждающего факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) с заключением о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм.
Согласно пункту 12 Правил одним из оснований для отказа в предоставлении компенсации на основании заявления о предоставлении компенсации, представленного в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, является отсутствие у инвалида (ребенка- инвалида) в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) заключения о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм.
Таким образом, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, совокупность приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Ранее разработанная ИПР инвалида продолжает действовать, несмотря на введение нового правового регулирования, предполагающего разработку ИПРА, изменения в ИПР (ИПРА) вносятся на основании направления на МСЭ и проведения самого МСЭ.
Внесение изменений в ИПР (ИПРА) без направления на МСЭ возможно только в случаях, предусмотренных подпунктами "к", "н", "о" и "п" п. 22, абзацев 4 и 6 п. 41 Правил признания лица инвалидом.
Основания, по которым истец Бодягин А.Е. просил внести изменение в его ИПР (ИПРА) на основании заявления без направления на МСЭ нормативно не обоснованно, поскольку не содержаться в приведенном выше перечне.
Заключение медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи "ОРТО инновации" N от 27 декабря 2021 г, которым установлено, что у Бодягина А.Е. имеются показания, в том числе, в "данные изъяты" и акт ООО "Сколиолоджик" N от 19 июля 2022 г, из которого следует, что он (Бодягин А.Е.) нуждается "данные изъяты"
Вышеприведенные выше доказательства не свидетельствуют об изменении "данные изъяты", уточнении характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, поскольку из них следует, что Бодягин А.Е. нуждается в обеспечения новыми ТСР, что возможно при изменении ИПР (ИПРА) на основании направления на МСЭ и заключения МСЭ, поскольку при этом должны быть оценены медицинские показания и противопоказания.
Нормативные требования, содержащиеся в "Правилах предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также представления Пенсионному фонду Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N2579, предполагают предоставление такой компенсации при наличии в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) заключения о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм.
Таким образом, включение в ИПРА медицинских показаний для приобретения транспортного средства возможно по направлению на МСЭ и заключению МСЭ, поскольку при этом учитываются медицинские показания и противопоказания.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассматриваемого дела, влияли на законность принятых по делу судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе заявителя.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 6 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бодягина Александра Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.