Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т. В, судей Андугановой О.С, Латушкиной С.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское N 2-1830/2022 (УИД: 54RS0010-01-2022-000237-29) по иску Шаламовой Екатерины Олеговны к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения незаконным и возложении обязанности назначить пособие на ребенка, по кассационной жалобе Шаламовой Екатерины Олеговны на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение принимавшей участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи представителя Шаламовой Екатерины Олеговны - Шаламовой Веры Александровны, действующей на основании доверенности от 10 мая 2023 г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области - Волостниковой Елены Юрьевны, действующей на основании доверенности от 9 января 2023 г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы заявителя, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шаламова Екатерина Олеговна (далее - Шаламова Е.О, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОФСР по Новосибирской области, ответчик) о признании решения незаконным и возложении обязанности назначить пособие на ребенка.
В обоснование заявленных требований Шаламова Е.О. указала, что 10 июля 2021 г. через сайт госуслуг обратилась к ответчику с заявлением о назначении пособия, предусмотренного статьями 10.1, 10.2 и 10.3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
30 сентября 2021 г. в назначении пособия отказано, поскольку превышен размер среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Полагает, что отказ является неправомерным по следующим основаниям: семья Шаламовой Е.О. состоит из трех человек - истец, сын Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
сын Е. проживает с истцом по адресу: г. "адрес";
решением мирового судьи судебного участка N Ленинского судебного района г. Новосибирска от 18 июня 2014 г. на содержание сына Е. взысканы алименты в размере N части всех видов заработка его отца - Б, по уплате алиментов имеется задолженность;
брак с Б. прекращен 13 августа 2014 года на основании указанного судебного постановления;
размер среднедушевого дохода семьи истца не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Новосибирской области на каждого члена семьи.
Шаламова Е.О. просила суд признать незаконным отказ ответчика в назначении ежемесячного пособия на ребенка Ш, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, и возложить обязанность устранить нарушение права на получение ежемесячного пособия на ребенка путем установления его выплаты с 1 июля 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 мая 2023 г, исковые требования Шаламовой Екатерины Олеговны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Шаламова Е.О. просит об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 мая 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что, суды, делая вывод о превышении размера среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума на душу населения в Новосибирской области, неверно истолковали закон и не применили подлежащий применению закон, дали неверную оценку представленным доказательствам по делу.
Заявитель указывает, что действительно ею была продана квартира 30 июня 2020 года за 4 775 000 рублей. Между тем, полагает, что сам факт получения от реализации квартиры денежных средств в сумме 4 775 000 рублей не свидетельствует о получении истцом дохода от ее продажи, поскольку с учетом цены приобретения квартиры за 6 107 750 рублей и суммы уплаченных банку по кредитному договору процентов в размере 758 049 рублей 64 коп, сумма убытка, понесенного истцом в результате реализации квартиры, составил 2 090 799 рубля 46 коп. Следовательно, полученные ею от реализации квартиры денежные средства фактически не являются и не могут быть признаны доходом от реализации. Указывает, что согласно статье 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации недвижимого имущества определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса. Соответственно, полагает, отсутствие налогооблагаемой базы свидетельствует об отсутствии дохода. Указывает, что судами неверно определены фактические обстоятельства по делу.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области представлены письменные возражения, в которых ответчик просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон по делу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Шаламова Е.О. является матерью Ш, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, в графе отец указан Б, и Ш, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, в графе отец стоит прочерк.
Согласно заочному решению мирового судьи 4 судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 18 июня 2014 г. брак, зарегистрированный 20 июля 2012 г. отделом ЗАГС "адрес" по делам ЗАГС "адрес", актовая запись N, между Б. и Беляевой Е.О. (добрачная фамилия Шаламова), расторгнут. С Б. в пользу Беляевой Е.О. взысканы алименты на содержание "данные изъяты" ребенка Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере N заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 8 мая 2014 г. и до достижения ребенком совершеннолетия, алименты на ее содержание в размере одного прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Новосибирской области, что составляет 8 850 рублей ежемесячно с последующей индексацией, начиная с 8 мая 2014 г. и до достижения несовершеннолетним ребенком Б. ДД.ММ.ГГГГ, трехлетнего возраста, то есть до 19 октября 2015 г.
Заочное решение вступило в законную силу 13 августа 2014 г.
10 июля 2021 г. Шаламова Е.О. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОПФР по Новосибирской области) с заявлением о назначении пособия родителю, которому предусмотрено на основании судебного решения уплата алиментов, на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на Ш.
Решением ОПФР по Новосибирской области от 16 сентября 2021 г. N Шаламовой Е.О. отказано в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Постановлением Новосибирской области N-п от 2 февраля 2021 г. установлена величина прожиточного минимума на душу населения в размере 12 284 руб.
Согласно справке Новосибирского районного суда Новосибирской области от 22 февраля 2022 г. Шаламова Е.О. замещает должность государственной гражданской службы консультанта общего отдела с 17 мая 2018 г. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком Ш. до достижения им возраста трех лет со 2 октября 2021 г. по 1 апреля 2023 г. включительно.
Согласно справке 2-НДФЛ за 2020 год общая сумма дохода составила 17 788, 14 рублей.
30 июня 2020 г. истцом заключен договор купли-продажи между Шаламовой Е.О. и О. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Пунктом 3 данного договора цена реализуемой квартиры определена в размере 4 775 000 рублей.
Согласно ответу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N по Новосибирской области Шаламова Е.О. 11 июня 2021 г. представила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год (корректировка N N в которой отражен доход от продажи недвижимого имущества по адресу: "адрес" сумма налога к уплате в бюджет 0 рублей. Налогоплательщиком применен имущественный налоговый вычет в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 38, 39 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 10.1, 10.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьями 207, 210, 220 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка, в возврате от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также Перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", установив, что среднедушевой доход семьи Шаламовой Е.О. превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Новосибирской области на дату обращения за назначением пособия, пришел выводу о законности отказа в назначении пособия и отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2022 г. оставила без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций, оснований для отмены судебных постановлений не усматривает.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется - эти вопросы, как следует из части 2 статьи 39, пункта "в" статьи 71, пунктов "б" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", к которым относится ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет. (в редакции, действующей в спорный период).
Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 10.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Согласно пункту 2 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N1037 (далее - Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия) право на назначение пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, имеют лица, которые определены пунктами 33 и 50 настоящих Правил и размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанных пособий.
В соответствии с пунктом 19 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N1037, среднедушевой доход семьи для назначения пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении пособий, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N1037, основаниями для отказа в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, является в том числе: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением пособия.
Установив, что среднедушевой доход семьи истца за период с 1 марта 2020 г. по 28 февраля 2021 г. составил 103 544, 12 руб, исходя из следующих доходов семьи: от трудовой деятельности заявителя - 10 717, 33 руб, пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет - 114 016, 11 руб, единовременное пособие при рождении ребенка - 21 604, 94 руб, доход от реализации имущества - 3 581 250 руб, что превышает прожиточный минимум в регионе на 2020 год (12 284 руб.), ОПФР по Новосибирской области обоснованно отказано в назначении пособия.
При этом размер дохода от реализации имущества учтен органом ОПФР по Новосибирской области на основании информации органа Федеральной налоговой службы, полученной в ответ на межведомственный запрос. Именно на органы Федеральной налоговой службы возложена обязанность предоставлять данные сведения.
Вопреки доводам жалобы денежные средства от продажи недвижимого имущества являются доходом.
Из ответа Межрайонной ИФНС России N по Новосибирской области от 22 мая 2023 г, полученного на судебный запрос, Шаламовой Е.О. получены следующие доходы за 2020 год: доход от продажи недвижимого имущества по договору купли-продажи б/н от 30 июня 2020 г. в размере 4 775 000 руб, доход от налогового агента - Управление судебного департамента в Новосибирской области в размере 17 788 руб.
При этом ссылки заявителя кассационной жалобы на статьи 41, 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные нормы регулируют вопросы определения дохода для налоговых правоотношений и определения налоговой базы при исчислении налога, а не в рамках гражданско-правовых отношений по назначению пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, где доходы каждого члена семьи определяются в соответствии с Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037.
Согласно абзаца 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Указание в жалобе на то, что квартира была приобретена за большую стоимость, чем выручена сумма от ее продажи, а также на использование кредитных средств и уплату процентов по кредитному договору не опровергают выводов суда о получении Шаламовой Е.О. дохода от реализации имущества в сумме 3 581 250 руб. в 2020 году. Ссылка в жалобе на то, что в результате сделок по купле-продажи квартиры, в 2018 г. и в 2020 г. понесены убытки в виде разницы в цене приобретения и цене продажи (реализации) указанной квартиры, а также в результате уплаты процентов по кредиту (по кредитному договору), не имеют правового значения для определения дохода и права на получение пособия на ребенка, поскольку, как верно указал суд апелляционной инстанции, особенности определения налогооблагаемой базы которые регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации не подлежат применению при определении состава доходов семьи с целью назначения ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
При этом, как указано выше, обстоятельства относительно разницы при покупке и продаже квартиры имеют значение для определения доходов, облагаемых по ставке 13 % (п. 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации), а не для дохода при определении права на получение пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций, верно, применены нормы материального и процессуального права к спорным отношениям, выводы судов соответствуют нормам материального права, фактически установленным по делу обстоятельствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы полностью повторяют его позицию в суде апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных судами по делу доказательств, являются необоснованными.
Суд кассационной инстанции оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 13 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шаламовой Екатерины Олеговны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.