Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Папушиной Н.Ю, Ковалевской В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0068-01-2022-006966-72 по иску Поронько Павла Сергеевича к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула Алтайского края о признании отказа незаконным, возложении обязанности по кассационной жалобе представителя Поронько Павла Сергеевича - Поронько Е.Н. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Поронько П.С. обратился в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула Алтайского края (далее - КЖКХ г. Барнаула), в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным приказ КЖКХ г. Барнаула от 04 июля 2022 г. N N об отказе в принятии Поронько П.С. на учет нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма; возложить обязанность на ответчика принять Поронько П.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с момента подачи заявления о принятии на учет, независимо от признания его малоимущим, как относящегося к определенной законом субъекта РФ категории граждан; возложить обязанность на ответчика предоставить Поронько П.С. отдельное жилое помещение краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма взамен аварийного отдельную квартиру по договору социального найма в границах муниципального образования городского округа - г. Барнаул Алтайского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г. Барнаул Алтайского края, площадью не менее 32 кв.м, (в т.ч. по нормам предоставления 16 кв.м. + 16 кв.м. дополнительной площади, как "данные изъяты", страдающему "данные изъяты", подпадающим под перечни тяжелых форм "данные изъяты", страдающим ими, право на дополнительную площадь в соответствии с приказом Минздрава РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н), во внеочередном порядке, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований истцом указано, что он зарегистрирован и проживает в комнате по адресу: "адрес", жилой площадью 17, 3 кв.м. Комната для Поронько П.С. является единственным местом жительства. Собственником комнаты является брат истца - Поронько И.А, который 09 апреля 2021 г. по своему заявлению вселил Поронько П.С. в данное жилое помещение.
14 мая 2015 г. решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 14 сентября 2015 г. многоквартирный дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
02 ноября 2016 г. Администрацией г. Барнаула Алтайского края вынесено постановление N 2151 "Об изъятии земельного участка и жилых помещений многоквартирного жилого дома по "адрес"".
01 апреля 2019 г. вышеуказанный аварийный дом включен в краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019-2025 гг, утв. постановлением Правительства Алтайского края от 01 апреля 2019 г.
Поронько П.С. указывает, что исходя из количества фактически проживающих в комнате лиц, на одного проживающего в комнате приходится 8, 65 кв.м, что меньше учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 г. N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле".
08 июня 2022 г. истец обратился к ответчику с заявлением о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением в связи со сносом дома, в котором он проживает, приложив список необходимых документов. Однако приказом КЖКХ г. Барнаула от 04 июля 2022 г. N N Поронько П.С. отказано в постановке на учет нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием документов для признания граждан малоимущими (или) как относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории.
С данным отказом Поронько П.С. не согласен, поскольку он имеет право на обеспечение жильем на основании Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N независимо от признания его малоимущим. Изменения в закон об исключении категории граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, внесены после обращения истца с заявлением в КЖКХ г. Барнаула, в связи с чем редакция закона с указанными изменениями при принятии ответчиком решения по заявлению истца применена быть не могла.
В ходе рассмотрения дела Поронько П.С. исковые требования уточнил, указав на то, что в соответствии с заключением врачебной комиссии КГБУЗ "АКППБ им. Эрдмана Ю.К." N от ДД.ММ.ГГГГ Поронько П.С. страдает "данные изъяты", подпадающим под перечень тяжелых форм "данные изъяты", при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н, что также является основанием для обеспечения его жильем вне очереди.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 февраля 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 мая 2023 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 февраля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Поронько П.С. - Поронько Е.Н. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Подробно повторяя доводы иска и апелляционной жалобы, заявитель настаивает на неверном определении судами существенных для дела обстоятельств, а также неверном применении положений жилищного законодательства Алтайского края и Конституции Российской Федерации, что, по его мнению, привело к вынесению неправильных судебных постановлений.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Частью 1 статьи 33.1 ГПК РФ определено, что при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Как усматривается из материалов дела, реализация публично-властных полномочий в отношении истца повлекла за собой отказ в предоставлении жилого помещения. При этом Поронько П.С. фактически заявляет о наличии у него права на получение социальной льготы, т.е. о наличии определенного жилищного права. В силу чего совокупность требований, заявленных истцом, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, установленным гражданским процессуальным законодательством.
Судами установлено, что Поронько П.С. с 09 апреля 2021 г. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес". Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Поронько И.А. - брату истца.
Жилой дом по адресу: "адрес" заключением межведомственной комиссии от 14 сентября 2015 г. N признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Барнаула от 02 ноября 2016 г. N земельный участок и жилые помещения в вышеуказанном многоквартирном доме изъяты для муниципальных нужд.
08 июня 2022 г. Поронько П.С. обратился в КЖКХ г. Барнаула с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
К заявлению о постановке на учет истцом приложены: выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об отсутствии в собственности жилого помещения, выписка из домовой книги, копии свидетельств о рождении, о расторжении брака, справка N от ДД.ММ.ГГГГ N об установлении Поронько П.С. "данные изъяты" (с детства, бессрочно), заключение врачебной комиссии N от 27 мая 2022 г. о том, что Поронько П.С. страдает "данные изъяты", при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н ("данные изъяты" N), заключение врачебной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Поронько П.С. страдает "данные изъяты", подпадающим под перечень "данные изъяты", "данные изъяты", страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 30 ноября 2012 г. N 991 н ("данные изъяты" N).
Приказом КЖКХ г. Барнаула от 04 июля 2022 г. N N Поронько П.С. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в связи с тем, что не представлены основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (документы, для признания граждан малоимущими и (или) как относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории).
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Оценка положений жилищного законодательства неоднократно давалась Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2009 г. N 1368-О-О и от 01 декабря 2009 г. N 1548-О-О указано, что реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в ЖК РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В Определении от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ЖК РФ не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма, равно как и их права на внеочередное предоставление жилья, а следовательно, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 г, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договорам социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Это, однако, не исключает обеспечения жильем во внеочередном порядке инвалидов из числа имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 ЖК РФ, при соблюдении общих требований жилищного законодательства, включая постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
При этом положениями Федерального закона N 181-ФЗ не установлено право лиц, признанных инвалидами, на обеспечение жилыми помещениями вне зависимости от имущественного положениям - признания малоимущими. Напротив, согласно вышеприведенных положений статьи 17 указанного закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением лиц, вставших на учет после 01 января 2005 г, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Исключение из этого правила установлено лишь для лиц, вставших на учет до 01 января 2005 г, т.е. в период действия иного правового регулирования, не предусматривающего условие о признании малоимущим.
Таким образом, для представления жилого помещения по договору социального найма, в том числе лицам, признанным инвалидами, необходимо установление двух первичных юридических фактов (нуждаемости и малоимущности). Однако, как установили суды обеих инстанций, доказательств наличия совокупности данных юридически значимых обстоятельств истец в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ суду не представил.
На основании статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 136-3C "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" (в ред. Закона N 64-ЗС от 24 июня 2021 г, действующего на дату обращения истца с заявлением о постановке на учет, далее - Закон N 136-ЗС) органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.
Статьей 5 Закона N 136-ЗС установлено, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Алтайского края, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ. Иные категории граждан, которым предоставляется жилое помещение независимо от признания их малоимущими, в приведенной редакции указанного Закона не определены.
В ранее действовавшей редакции Закона N 136-3C действительно существовала норма, согласно которой граждане, жилые помещения жилищного фонда Алтайского края которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания независимо от признания их малоимущими, принимались на учет нуждающихся в жилом помещении.
Однако Законом Алтайского края от 24 июня 2021 г. N 64-ЗС в Закон N 136-3C внесены изменения, в том числе, касающиеся категории граждан, подлежащим приему на учет независимо от признания их малоимущими. В новой редакции статьи 5 Закона N 136-ЗС указание на граждан, жилые помещения жилищного фонда Алтайского края которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, отсутствуют.
Первоначально новая редакция Закона N 136-ЗС была опубликована на официальном интернет-портале правовой информации 24 июня 2021 г, в то время как обращение Пронько П.С. с заявлением о постановке на учёт нуждающихся последовало 08 июня 2022 г.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, на момент подачи истцом заявления о постановке на учет и на момент рассмотрения спора действовала редакция Закона N 136-3C от 24 июня 2021 г, которой не предусмотрено принятие на учет граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от признания их малоимущими. Вопрос же о соответствии того или иного нормативного акта субъекта положениям Конституции Российской Федерации не может разрешаться в ходе рассмотрения частного гражданско-правового спора, поскольку законом установлен самостоятельный механизм проверки.
В целом, вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Поронько Павла Сергеевича - Поронько Е.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.