Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-450/2023 (УИД 22RS0066-01-2022-005610-75) по исковому заявлению Таловского Алексея Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании денежной компенсации за приобретение технического средства реабилитации инвалида, по кассационной жалобе Таловского Алексея Васильевича на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Таловский Алексей Васильевич (далее по тексту - Таловский А.В, истец) обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту -ответчик) с иском о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 625 500 рублей.
Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 февраля 2023 г. произведена замена Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОСФР по Алтайскому краю, ответчик).
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 марта 2023 г. (с учетом определения Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 марта 2023 г. об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 июня 2023 г, исковые требования Таловского А.В. оставлены без удовлетворения. С Таловского А.В. в доход соответствующего бюджета взыскана государственная пошлина в размере 9 455 рублей.
Таловский А.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 июня 2023 г. отменить.
ОСФР по Алтайскому краю в возражениях на кассационную жалобу. представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 марта 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 июня 2023 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Таловский А.В. является инвалидом третьей группы, инвалидность установлена повторно бессрочно с 1 мая 2009 г.
Из индивидуальной программы реабилитации или абилитации N от 28 октября 2021 г. следует, что Таловский А.В. нуждается в техническом средстве индивидуальной реабилитации в виде протеза "данные изъяты" (N в Классификации технических средств реабилитации), в количестве 1 шт. Срок проведения реабилитации с 27 октября 2021 г. - бессрочно.
Таловский А.В. заявление о предоставлении предусмотренного указанной индивидуальной программой технического средства реабилитации не подавал, а непосредственно обратился в ООО "Алорто" - организацию, специализирующуюся на изготовлении и обеспечении инвалидов различными техническими средствами.
В акте медико-технической комиссии ООО "Алорто" от 12 января 2022 г. N Таловскому А.В. для реализации своих жизненных и рабочих интересов, для сохранения уровня активности рекомендовано назначение протеза "данные изъяты" модульного с внешним источником энергии. Крепление протеза при помощи "данные изъяты".
20 января 2022 г. Таловский А.В. заключил с ООО "Алорто" договор на изготовление индивидуальных протезно-ортопедических изделий/индивидуальных изделий медицинского назначения N, по условиям которого ООО "Алорто" обязалось изготовить и передать в собственность - протез "данные изъяты" модульный с внешним источником энергии в комплектации. Цена изделия составила 3 980 500 рублей. Оплата по договору произведена в полном объеме.
Согласно спецификации к данному договору Таловским А.В. приобретен протез "данные изъяты" модульный с микропроцессорным управлением (протез "данные изъяты" модульный с внешним источником энергии). Крепление протеза при помощи "данные изъяты"
31 марта 2022 г. Таловский А.В. обратился в Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протез "данные изъяты" модульный с микропроцессорным управлением (протез "данные изъяты" модульный с внешним источником) в количестве 1 шт.
Последним исполненным государственным контрактом на выполнение работ по обеспечению инвалида протезом "данные изъяты" модульным с внешним источником энергии по состоянию на 31 марта 2022 г. являлся государственный контракт от 30 августа 2021 г. N, заключенный между отделением Фонда и ООО "Алорто". Предметом исполнения контракта является проведение работ по техническому заданию - работы по выполнению "данные изъяты" модульного с внешним источником энергии - техническое средство реабилитации, заменяющее частично или полностью отсутствующую, или имеющую врожденные дефекты "данные изъяты" и служащие для восстановления косметического и (или) функционального дефекта. Стоимость протеза "данные изъяты" составляла 3 355 000 рублей.
Информация о данной закупке размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www/zakupki.gov.ru).
Заключением медико-технической экспертизы от 31 марта 2022 г. N Таловскому А.В. показан вид технического средства - протез "данные изъяты" модульный с микропроцессорным управлением. Медико-техническая экспертиза проведена заочно. Заключением медико-технической экспертизы установлено соответствие технического средства реабилитации функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам изделию, предоставленному в рамках последнего исполненного государственного контракта от 30 августа 2021 г. N. Учтено, что техническое средство выполняет функции по компенсации или устранению стойких ограничений жизнедеятельности инвалида в сравнении с аналогичным техническим средством, предоставленным уполномоченным органом в порядке, определенном Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
18 мая 2022 г. Таловскому А.В. перечислена компенсация в размере 3 355 000 рублей.
Таловский А.В, указав, что ответчиком не учтены технические характеристики протеза, эффективность протеза в связи с улучшением показателей функционирования, конструкция протеза, последним исполненным контрактом на изготовление протеза "данные изъяты" модульного с микропроцессорным управлением в рекомендуемых ему модификациях и комплектации является государственный контракт от 12 октября 2020 г. со стоимостью протеза 3 980 500 рублей, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пояснения специалиста, сопоставив технические характеристики средств реабилитации, приобретенных по контракту от 30 августа 2021 г, а также протеза, приобретенного истцом, и установив, что техническое средство реабилитации, приобретенное истцом по договору от 20 января 2022 г, является однородным техническому средству реабилитации, приобретенному ответчиком по контракту от 30 августа 2021 г, поскольку эти протезы схожи по своим техническим характеристикам, относятся к одному виду, предусмотренному классификацией и предназначены для использования при имеющемся у истца физическом недостатке, являются модульными с микропроцессорным управлением, на дату обращения Таловского А.В. (31 марта 2022 г.) с заявлением о выплате компенсации, последним завершенным исполнением является государственный контракт от 30 августа 2021 г. N, согласно которому стоимость одной единицы протеза "данные изъяты" модульного указана в размере 3 355 000 рублей, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика разницы между стоимостью самостоятельно приобретенного истцом технического средства реабилитации и выплаченной ответчиком компенсации, определенной исходя из стоимости аналогичного технического средства реабилитации в соответствии с государственным контрактом от 12 октября 2020 г. N.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Таловского А.В. о том, что судом не дана надлежащая оценка пояснениям специалиста П.М.В, суд апелляционной инстанции указал, что судом обосновано обращено внимание на то, что пояснения специалиста в области медицины о неоднородности средств реабилитации даны без учета правового понятия однородности. Ссылка на ответ филиала "Барнаульский" АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" от 13 марта 2023 г. согласно которому в сравниваемых протезах ("данные изъяты") составные части (состав), их характеристики и функционал не являются однородными, на законность принятого судебного акта не влияет.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы Таловского А.В. о том, что ответчиком не доказано, что в состав сформированной экспертной комиссии включены и непосредственно участвовали при оценке приобретенного Таловским А.В. протеза специалисты в области производства и изготовления технических средств (изделий), суд апелляционной инстанции сославшись на приказ директора филиала N 5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 11 "О создании комиссии по вопросам, связанным с осуществлением медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому в состав комиссии включены специалисты в области производства и изготовления технических средств (изделий), имеющих медицинское техническое образование, указал, что само по себе фактическое неучастие в заседании комиссии 31 марта 2022 г. специалиста в области производства и изготовления технических средств (изделий), имеющего медицинское техническое образование о недостоверности заключения не свидетельствует, поскольку в силу пункта 4.14 положения "Об экспертной комиссии филиала N 5 Государственного учреждения -Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросам, связанным с осуществлением медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий" заседание комиссии считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 2/3 от общего числа ее членов. В заключении отражено, что кворум имеется.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Таловского А.В. о не применении положения ГОСТ Р 53870-2021, из которых следует, что только заключением медико-технической комиссии протезно-ортопедической организации, оказывающей услуги по протезированию, может быть определена конкретная конструкция протеза, показанная конкретному инвалиду, суд апелляционной инстанции указал, что данный стандарт распространяется на услуги по протезированию нижних конечностей, предоставляемые протезно-ортопедическими предприятиями, лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями со специализированными центрами первичного, сложного и атипичного протезирования, но не регулирует порядок принятия фондом социального страхования решения по выплате компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации в соответствии с определенным порядком, при принятии решения о соответствии приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства реабилитации изделию приобретенному фондом по последнему контракту от 30 августа 2021 г, комиссия руководствовалась критериями, предусмотренными в пункте 15 указанного Порядка.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.
Пунктом 3 Порядка установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного вышеназванной классификацией.
В соответствии с Классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N 86н, раздел 8-07 "Протезы нижних конечностей" включает, в том числе позицию 8-07-12 "Протез "данные изъяты" модульный с микропроцессорным управлением".
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Таким образом, нормативными правовыми актами закреплено право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает однородность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченным органам по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не предусмотрена.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что индивидуальной программой реабилитации Таловского А.В. установлена нуждаемость в таком техническом средстве реабилитации, как протез "данные изъяты" модульный с микропроцессорным управлением "данные изъяты", ответчик произвел выплату Таловскому А.В. компенсации с учетом стоимости протеза "данные изъяты" модульного, предусмотренного пунктом "данные изъяты" Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определенной в соответствии с государственным контрактом N от 30 августа 2021 г. являющимся последним по времени осуществления закупки технических средств реабилитации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика разницы между стоимостью самостоятельно приобретенного Таловским А.В. технического средства реабилитации и выплаченной ответчиком компенсации, определенной исходя из стоимости аналогичного технического средства реабилитации в соответствии с государственным контрактом от 12 октября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы Таловского А.В. суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что выбор определения размера компенсации в установленном законом порядке ответчиком произведен на основе анализа документов и обоснования, с учетом характеристик средства реабилитации - протеза "данные изъяты" модульного с микропроцессорным управлением ("данные изъяты") обладающего однородными функциональными, техническими характеристиками техническому средству реабилитации, приобретенному Таловским А.В. самостоятельно исходя из стоимости аналогичного технического средства реабилитации в соответствии с последним исполненным государственным контрактом от 30 августа 2021 г. N. Исходя из сравнительного анализа технических характеристик приобретенного Таловским А.В. протеза "данные изъяты" модульного с микропроцессорным управлением, суды первой и апелляционной инстанций обосновано указали, что государственный контракт от 30 августа 2021 г. N содержит характеристики протеза максимально приближенные к характеристикам протеза, приобретенного Таловским А.В. и соответствует видам средств, предусмотренных классификацией.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили доводы Таловского А.В. об определении стоимости возмещения самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации исходя из цены контракта от 12 октября 2020 г, поскольку данный контракт не являлся последним исполненным контрактом на момент обращения истца к ответчику с заявлением о возмещении понесенных расходов.
Доводы кассационной жалобы Таловского А.В. о том, что судами не дано надлежащей оценки порядку назначения конкретной модификации протеза, вид и наименования которого рекомендован индивидуальной программой реабилитации, а также отсутствию у инвалида возможности выбора протеза с "улучшенными" характеристиками по своему желанию, техническое средство реабилитации было определено для него с учетом его индивидуальных потребностей в реабилитации и состояния здоровья в установленном законом порядке, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку действующее законодательство не ограничивает право инвалида на выбор рекомендованного ему средства технической реабилитации конкретной модели с улучшенными техническими характеристиками при его самостоятельном приобретении, однако в соответствии с действующим порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего (по виду и наименованию) технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом.
Приведенные Таловским А.В. в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений либо опровергали выводы судов, являются его процессуальной позицией, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Таловского Алексея Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.