Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Ковалевской В.В, Попова А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 02RS0005-01-2023-000193-93 по иску Гришковой Надежды Борисовны к АУ "Кызыл-Озёк-Сервис" об обязании произвести перерасчет и освободить от оплаты
по кассационной жалобе Гришковой Н.Б. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 21 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Гришкова Н.Б. обратилась в суд с иском АУ "Кызыл-Озёк-Сервис" об обязании произвести перерасчет и освободить от оплаты.
Требования мотивированы тем, что она проживает по "адрес". С мая 2021 г. ей начислена плата за ТКО из количества 6 человек, хотя по указанному адресу фактически проживает 2 человека. Подобная ситуация по "адрес", где проживала её мама. Мама проживала одна, а начисляли за 3-х человек. Истец обращалась к оператору с заявлением о внесении изменений по лицевому счету, однако ей пояснили, что согласно полученным сведениям по её адресу числится 6 человек и перерасчет невозможен. По законодательству оплата рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Кроме того, плата вносится на основании платежных документов, которые региональным оператором не предоставлялись, АУ "Кызыл-Озёк-Сервис" услуги оказывало не в полном объеме, вывозы мусора не соответствовали графику.
Просила суд обязать ответчика произвести перерасчет за оплату ТБО по указанным адресам согласно количеству человек, фактически проживающих в жилых помещениях и освободить её от оплаты ТБО в связи с оказанием услуг ненадлежащего качества.
Решением Турочакского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 21 июня 2023 г, в удовлетворении исковых требований Гришковой Н.Б. отказано.
В кассационной жалобе Гришкова Н.Б. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отказано в удовлетворении ходатайства Гришковой Н.Б. об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, поскольку ходатайство поступило в суд кассационной инстанции за три рабочих дня до судебного заседания, ввиду чего у Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отсутствовала техническая возможность организовать судебное заседание путем использования системы видеоконференции-связи.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан.
В силу ч. 6 ст. 13.4. Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (ч. ч. 1, 2 ст. 24.6. Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4 ст. 24.7. Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5 ст. 24.7. Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии п. 148(34) главы XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В силу подп. "з" п. 34 указанных Правил потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
В соответствии с подп. "б" п. 148(25) Правил потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан.
В соответствии с п. 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В пункте 148(24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу п. 148(22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Пунктом 91 Правил установлены условия перерасчета размера платы за коммунальные услуги. Согласно п. п. 91, 92, в заявлении на перерасчет платы в связи с отсутствием потребителя указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В силу п. 93 документы должны быть подписаны уполномоченным лицом.
Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрена возможность осуществления перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в случае изменения числа постоянно и временно проживающих лиц в жилом помещении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом "адрес" находится в собственности ФИО6, истец Гришкова Н.Б. проживает и зарегистрирована с супругом ФИО6 по данному адресу.
Согласно адресной справке миграционного пункта межмуниципального отдела МВД России "Турочакский" от 13 марта 2023 г, 6 октября 2022 г. сняты с регистрационного учета по месту жительства с вышеуказанного адреса ФИО7, ФИО8, ФИО7, ФИО9
Жилой дом "адрес" до 24 августа 2022 г. находился в собственности матери истца - ФИО10
Согласно свидетельству о праве на наследство от 15 марта 2023 г. наследниками имущества ФИО10 по 1/3 доли являются дочь Гришкова Н.Б, сын ФИО11, внук ФИО12 Наследственное имущество состоит из жилого дома "адрес" и земельного участка по указанному адресу.
12 мая 2021 г. между АУ "Кызыл-Озек-Сервис" и Министерством регионального развития Республики Алтай заключено соглашение N об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории "адрес".
С 12 мая 2021 г. коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по спорным адресам осуществляет АУ "Кызыл-Озек-Сервис".
3 июня 2021 г. на официальном сайте АУ "Кызыл-Озек-Сервис" региональным оператором размещено предложение о заключении договора (оферты) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора, что подтверждено ответом АУ "Кызыл-Озек-Сервис" и скриншотом страницы сайта, представленным по запросу суда апелляционной инстанции. Указанное свидетельствует о выполнении региональным оператором обязанности по извещению потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В связи с не направлением региональному оператору заявки потребителя и документов в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил обращения твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следует считать заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" - 25 июня 2021 г.
Из справок АУ "Кызыл-Озек-Сервис" установлено, что начисления за услуги по обращению с ТКО по "адрес" производились на троих человек, по "адрес" - на шестерых человек.
Как указано выше, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен между сторонами на условиях типового договора, истцом не были направлены региональному оператору необходимые документы, в том числе о количестве зарегистрированных и проживающих лиц, в связи с чем, АУ "Кызыл-Озек-Сервис", производя начисление платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, руководствовалось данными, переданными им ООО "Коммунальщик".
Доказательств тому, что с предыдущим региональным оператором истцом расторгнут договор об оказании услуг, Гришковой Н.Б. не представлено.
11 августа 2022 г. Гришкова Н.Б. обратилась в АУ "Кызыл-Озек-Сервис" с заявлением о перерасчете размера платы за ТБО, приложив к заявлению справки из похозяйственной книги сельской администрации Турочакского сельского поселения МО "Турочакский район" Республики Алтай о количестве проживающих: N от 12 мая 2022 г. на жилое помещение "адрес", содержащую сведения о 2-х проживающих лицах, N от 12 мая 2022 г. на жилое помещение "адрес", содержащую сведения об одном проживающем лице.
В связи с обращением Гришковой Н.Б. с заявлением и необходимыми документами, АУ "Кызыл-Озек-Сервис" произведено начисление платы за ТБО по вышеуказанным жилым помещениям начиная с 1 августа 2022 г. исходя из количества проживающих лиц.
Таким образом, ответчик рассмотрел и удовлетворил требования истца по его заявлению и указал, что начисление платы за ТКО с 1 августа 2022 г. будет производиться на 2-х проживающих по "адрес" и на 1 проживающего по "адрес".
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что изменение количества проживающих лиц не являлось временным отсутствием проживающих, заявление о перерасчете платы и документы, свидетельствующие об изменении количества проживающих лиц, подано в августе 2022 г, в связи с чем оснований для перерасчета платы за ТКО за период с 12 мая 2021 г. по 30 июля 2022 г. по "адрес", и по "адрес", у ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Гришковой Н.Б. о наличии оснований для перерасчета платы за ТКО, отклоняются судом кассационной инстанции.
Как усматривается из материалов дела, из справок АУ "Кызыл-Озек-Сервис" установлено, что начисления за услуги по обращению с ТКО по "адрес" производились на троих человек, по "адрес" - на шестерых человек.
При этом до августа 2022 г. истец не обращалась к ответчику с заявлением о некорректных начислениях за предоставляемую услугу, заявление о перерасчете платы и документы, свидетельствующие об изменении количества проживающих лиц, подано в августе 2022 г.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что изменение количества проживающих лиц не являлось временным отсутствием проживающих, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у ответчика оснований для перерасчета платы за ТКО за период с 12 мая 2021 г. по 30 июля 2022 г. по указанным адресам.
Ссылка кассатора на ненадлежащее оказание ответчиком услуг по сбору и вывозу ТКО, отмену обжалуемых судебных постановлений не влечет.
Факт реального оказания региональным оператором АУ "Кызыл-Озек-сервис" услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в период с 12 мая 2021 г. по 1 февраля 2023 г. и ее качественного оказания, подтверждается отсутствием претензий по качеству оказываемых услуг со стороны истца и лиц, зарегистрированных и проживающих наряду с ним в жилом доме, к региональному оператору.
Доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации истцом твердых коммунальных отходов, в том числе данных о заключении договоров утилизации коммунальных отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, материалы дела не содержат.
Указание кассатора на невозможность заявить о ненадлежащем оказании услуг в АУ "Кызыл-Озек-сервис" по причине отсутствия у последнего аварийно-диспетчерской службы, выводы судов не опровергает.
Согласно информации АУ "Кызыл-Озек-сервис", в штате учреждения имеется единица диспетчера, ответственного за прием устных обращений, в том числе по телефонной связи о ненадлежащем указании услуг. На официальном сайте aukos@inbox.ru в разделе Контакты указан номер телефона диспетчера.
Претензий, сообщений в устной или письменном форме по поводу оказания услуги региональным оператором ненадлежащего качества в период с 12 мая 2021 г. по 1 февраля 2023 г. в АУ "Кызыл-Озек-сервис" от истца Гришковой Н.Б. не поступало, в то время как в случае получения услуги ненадлежащего качества истец имела возможность своевременно зафиксировать факт нарушения своего права, в том числе путем устного обращения по номеру телефона диспетчера АУ "Кызыл-Озек-сервис".
Таким образом, суды обоснованно не усмотрели оснований для удовлетворения требований истца.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 21 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гришковой Н.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.