Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Попова А.А, Долматовой Н.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0030-01-2022-001675-02 по иску Макарова Виктора Николаевича к Администрации Муниципального образования "Усть-Илимский район", Министерству лесного комплекса Иркутской области, Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству, акционерному обществу "Группа Илим" об установлении границ земельного участка, устранении причин, препятствующих государственному учету и регистрации, признании земельного участка ранее учтенным, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке
по кассационной жалобе Макарова В.Н. на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 23 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Макаров В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам об установлении границ земельного участка, устранении причин, препятствующих государственному учету и регистрации, признании земельного участка ранее учтенным, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке.
Требования мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 70000 кв.м, расположенный по "адрес". Указанный участок поставлен на кадастровый учет 25 декабря 2004 г. и ему присвоен кадастровый N, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, Разрешенное использование: под личное подсобное хозяйство. Границы земельного участка не были установлены. В связи с уточнением границ и площади земельного участка им проведены кадастровые работы и составлен межевой план от 12 мая 2020 г. Однако в государственном кадастровом учете отказано в связи с тем, что участки границ земельного участка с кадастровым N пересекают участки границ земельного участка с кадастровым N, категория земель: земли лесного фонда, сведения по местоположению границ внесены в ЕГРН в 2011. Однако сведения о местоположении земельного участка истца внесены в ЕГРН 25 декабря 2004 г, в связи с чем земельный участок истца является ранее учтенным, его границы подлежат уточнению. Данным земельным участком он пользовался с 2000 г. для осуществления сельского хозяйства, на нем были расположены временные постройки, он регулярно оплачивал земельный налог. В связи с тем, что границы земельного участка N пересекаются с границами земельного участка N, его права, как собственника земельного участка, нарушаются.
С учетом уточнений, просил суд установить границы земельного участка с кадастровым N в соответствии с межевым планом от 12 мая 2020 г.; устранить причину, препятствующую государственному учету и регистрации земельного участка и признать земельный участок с кадастровым N ранее учтенным; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения прав путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении земельного участка, с кадастровым N, в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым N; взыскать с Администрации муниципального образования "Усть-Илимский район", Министерства лесного комплекса Иркутской области судебные расходы на оформление доверенности в размере 1800 рублей, оплаты государственной пошлины в размере 450 рублей; почтовые расходы в размере 908 рублей; расходы по оплате экспертизы в размере 72100 рублей.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 23 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2023 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Макаров В.Н. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Из содержания ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что к основным сведениям об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр, относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются, в том числе, в результате уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со ст. 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 1.1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ предусматривает, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 указанного Федерального закона.
Действующая с 1 июля 2022 г. часть 1.1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ определяет, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В свою очередь, действовавшая до 1 июля 2022 г. часть 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ предусматривала, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июня 2021 г. по гражданскому делу N 2-208/2021 в удовлетворении исковых требований Макарова В.Н. к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству, Министерству лесного комплекса Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании сведений, содержащихся в реестре недвижимости недействительными, установлении фактических границ земельного участка, понуждении к устранению нарушений, отказано в полном объеме.
Указанным судебным актом установлено, что 6 марта 1999 г. главой администрации Усть-Илимского района утвержден акт выбора, обследования земельного участка под размещение личного подсобного хозяйства Макарова В.Н, из содержания которого следует, что к выбору был определен земельный участок из земель Госземзапаса (ГЗЗ), расположенный в "адрес", со следующими характеристиками: площадь земельного участка - 7 га, в том числе пашня 7 га; наименование землепользования: Госземзапас; использование земельного участка в прошлом: пашня Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств.
В качестве приложения к данному акту представлена схема земельного участка, расположенного в N квартале Карапчанского (городского) лесничества, представляющая схематичный чертеж N кварталов, схематичный, без указания точек координат, других возможных ориентиров, точек привязки к местности чертеж испрашиваемого земельного участка, изображение которого располагается в 32 квартале.
Распоряжением главы Железнодорожной поселковой администрации Усть-Илимского района Иркутской области от 14 декабря 1999 г. N (далее распоряжение N) на основании выше указанных акта выбора, обследования земельного участка и схемы к нему согласован отвод земельного участка, площадью 7 га, расположенного в "адрес" под пашню, Макарову В.Н, в частную собственность.
Постановлением Мэра Усть-Илимского района Иркутской области от 13 марта 2000 г. N (далее постановление N) Макарову В.Н. в частную собственность из земель Госземзапаса (бывшие земли подсобного хозяйства Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств), предоставлен земельный участок, площадью 7 га, расположенный на 5 км. Капаевской лесовозной автомагистрали, под личное подсобное хозяйство (пашня).
Постановлением Мэра муниципального образования "Усть-Илимский район" от 2 апреля 2013 г. N (далее постановление N), в постановление N внесены изменения в части: слова "земель Госземзапаса" заменены словами "земель сельскохозяйственного назначения"; слова "расположенный на 5 км. Капаевской лесовозной автомагистрали" - словами "с кадастровым N, расположенный по "адрес""; внесены дополнения следующего содержания: "Установить земельному участку с кадастровым N, площадью 70000 кв.м, вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым N (выписке из государственного кадастра недвижимости) по состоянию на 17 декабря 2012 г, земельный участок имеет вид разрешенного использования: под личное подсобное хозяйство, сведения о правах: отсутствуют; особые отметки: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый "адрес".
7 июня 2013 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН) внесена запись регистрации N о праве собственности Макарова В.Н. в отношении земельного участка со следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: под личное подсобное хозяйство, общая площадь 70 000 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: "адрес". В качестве основания для совершения регистрационного действия указано постановление мэра Усть- Илимского района Иркутской области от 13 марта 2000 г. N.
Дав анализ обстоятельствам фактического предоставления земельного участка Макарову В.Н, соблюдению процедурных вопросов выбора и формирования земельного участка, соотнеся их с действующим как на момент предоставления земельного участка истцу, так и на момент рассмотрения спора законодательством, а также с историей предоставления земельного участка Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий "Сибирь", из состава которого предоставлен земельный участок Макарову В.Н, проанализировав обстоятельства предоставления ООО "ИлимСибЛесПром" по договору аренды от 28 ноября 2008 г. N лесного земельного участка, АО "Группа "Илим" по договору аренды лесного участка от 21 ноября 2019 г. N, суд принимая указанное решение, пришел к выводу, что, поскольку земельный участок с кадастровым N поставлен на кадастровый учет без определения границ, оснований полагать, что указанный участок располагался в пределах границ земельных участков с кадастровыми N и N, не имеется; межевой план от 12 мая 2020 г. и указанные в нем координаты земельного участка истца является недостоверным доказательством, поскольку координаты земельного участка Макарова В.Н. установлены по усмотрению истца, без участия представителей заинтересованных лиц, в нарушение порядка установления границ земельного участка и согласования его границ с заинтересованными лицами, соответственно, не может служить основанием для установления границ земельного участка с кадастровым N. Кроме того, суд исходил из того, что изначально и вплоть до возникновения судебного спора земельный участок истца не был сформирован в установленном законом порядке, границы земельного участка, его конкретное местоположение ни на момент предоставления, ни на момент регистрации права собственности определены не были, межевой план, предоставленный истцом в подтверждение наличия у него права требования относительно конкретного спорного земельного участка признан судом недопустимым доказательством.
Руководствуясь ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел выводу о том, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июня 2021 г. по гражданскому делу N 2-208/2021 обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела в связи с чем, не нашел оснований для удовлетворения исковых требований об установлении границ земельного участка с кадастровым N в соответствии с межевым планом от 12 мая 2020 г. и возложения на Министерство лесного комплекса Иркутской области обязанности устранить нарушения прав путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении земельного участка, с кадастровым N, в части пересечения с границами земельного участка с кадастровым N, а также других производных требований.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 23 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Макарова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.