Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-349/2023 по административному исковому заявлению Мирошниченко ФИО11 об оспаривании нормативного правового акта в части
по апелляционной жалобе административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 21 июня 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя административного истца ФИО6, заключение прокурора ФИО7, полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Административный истец обратился в суд с административным иском о признании недействующими пунктов 48172 и 48180 Перечня, в которые включены принадлежащие ему на праве собственности здания с кадастровыми номерами N соответственно, ссылаясь на отсутствие для этого оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ).
Решением Краснодарского краевого суда от 21 июня 2023 года административный иск удовлетворен полностью, пункты 48172 и 48180 Перечня признаны не действующими с даты принятия.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой административный ответчик просит отменить судебный акт, отказав в удовлетворении административных исковых требований.
От представителей административного истца поступили возражения по доводам апелляционной жалобы, а также дополнительные пояснения.
Проверив материалы дела, представленные доказательства, в том числе поступившие в суд апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Условия отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. Критерии отнесения зданий к объектам налогообложения, указанным в данном пункте, перечислены в пунктах 3-4.1 статьи 378.2 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В части удовлетворения заявленных требований об исключении из оспариваемого Перечня здания с кадастровым номером N судебная коллегия с выводами суда соглашается по следующим основаниям.
Согласно позиции административного ответчика, здание включено в пункт 48172 Перечня на основании технической документации и вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) указанное здание с наименованием "двухэтажное кирпичное здание кафе с пристройкой", имеет площадь 622, 7 кв.м, расположено по адресу: "адрес".
Действительно, по данным технического паспорта, составленного на 18 января 2006 года Тихорецким бюро технической инвентаризации, здание имеет назначение "кафе", состоит из 2 этажей и подвала, имеет площадь 605 кв.м. Согласно экспликации в составе здания имеются помещения с назначением: зал-кафе (89, 2 кв.м), овощной цех (12, 2 кв.м), мясной цех (17, 2 кв.м), моечная (8, 0 кв.м), кухня (23, 9 кв.м), бар (11, 3 кв.м), кафе-зал (61, 6 кв.м), что составляет 223, 4 кв.м, то есть более 20% здания предусматривает размещение объектов общественного питания.
Между тем в материалы дела представлен технический план по состоянию на 10 ноября 2022 года, составленный кадастровым инженером ФИО6, который не содержит указание на назначение помещений.
Технический план - это документ, который составляется в отношении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, помещения, машино-места (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Из пунктов 7.3 части 2, пункта 6 части 5 статьи 14 указанного Закона, Письма Росреестра от 16 декабря 2020 года N 14-17819/20@ следует, что технический план необходим для кадастрового учета объектов недвижимости, в отношении которых он составляется, в том числе при изменении основных сведений о них.
Согласно сведениям филиала ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю от 20 апреля 2023 года, данным самого технического плана, на его основании 7 декабря 2022 года площадь здания была изменена с 605, 0 кв.м на 622, 7 кв.м, изменены сведения об этажности здания на три этажа вместо двух, а также внесены сведения о координатах объекта.
При данных обстоятельствах, с учетом того, что на основании сведений технического плана была осуществлена регистрация изменений основных характеристик здания, в том числе площади, этажности, судебная коллегия не может принять технический паспорт от 18 января 2006 года как действующую техническую документацию. Выводы суда об отсутствии оснований для включения здания в Перечень по данным технического учета являются правомерными.
Земельный участок с кадастровым номером N26, в пределах которого расположено здание кафе, находится в собственности Мирошниченко ФИО12 и был поставлен, согласно имеющимся в деле данным филиала ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю от 29 марта 2023 года, 13 июля 2005 года с видом разрешенного использования "для эксплуатации нежилого двухэтажного кирпичного здания кафе литер "Т" и нежилой кирпичной одноэтажной пристройки летнего кафе литер "Ж". С 5 декабря 2022 года в сведениях ЕГРН был изменен вид разрешенного использования на "культурное развитие" на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений и правил землепользования и застройки Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района от 13 октября 2022 года.
Такой вид разрешенного использования также не подтверждает наличие оснований для включения здания в Перечень.
Фактическое использование здания, с учетом требований, предъявляемых к порядку его проведения, в юридически значимый период не устанавливалось.
При таких обстоятельствах, в отсутствие установленных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ оснований, иные косвенные доказательства, в том числе акт осмотра здания от 16 октября 2023 года, сведения сети Интернет о нахождении в здании кафе, не могут являться достаточным основанием для включения здания в Перечень.
В отношении здания с кадастровым номером N:193 судебная коллегия приходит к выводу о соответствии его для целей применения статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно позиции административного ответчика, здание включено в пункт 448180 Перечня на основании технической документации.
По сведениям ЕГРН находящееся в собственности административного истца здание с кадастровым номером N:193, площадью 83, 9 кв.м, наименование: "одноэтажная кирпичная пристройка летнего кафе к существующему зданию кафе", расположено по адресу: "адрес", в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для эксплуатации здания клуба".
Местоположение указанного земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Собственником земельного участка является Тихорецкое городское поселение Тихорецкого района Краснодарского края, участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению культуры Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района клуб "Заря".
По сведениям филиала ППК "Роскадастр" от 29 марта 2023 года, вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации здания клуба" не изменялся с 2011 года по настоящее время.
Земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тихорецк расположен в зоне ОДЗ 201 "зона делового, общественного и коммерческого назначения".
Согласно техническому паспорту, составленному Тихорецким бюро технической инвентаризации по состоянию на 8 января 2003 года, одноэтажное здание летнего кафе имеет площадь 83, 9 кв.м. Согласно экспликации помещения в здании имеют назначение: "кафе" (40, 1 кв.м), бар (10, 0 кв.м), шашлычная (3, 0 кв.м), коридор, подсобное, то есть более 20% площади здания предусматривает размещение объектов общественного питания, что является основанием для включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
В материалы административного дела представлен технический план от 10 ноября 2022 года, подготовленный по заявлению правообладателя кадастровым инженером ФИО6, в котором отсутствует указание на назначение помещений.
По сведениям, предоставленным ППК "Роскадастр" от 20 апреля 2023 года, на основании указанного технического плана и заявления правообладателя 16 ноября 2022 года внесены сведения о координатах здания. Иных изменений вида, назначения, наименования, площади и количества этажей объекта недвижимости не выявлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что актуальный технический план, в соответствии с которым не изменены количественные и качественные характеристики здания и помещений в нем, не свидетельствует о незаконности включения здания в Перечень и не отменяет действие технической документации, на основании которой оно было включено, поскольку составленный технический план лишь уточнил положение здания в границах земельного участка.
Иные выводы свидетельствовали бы о возможности формальной подготовки технических планов, изменения в которых не касаются изменения характеристик здания, но служат возможностью исключить объект недвижимого имущества из перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в целях избежать надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
При этом судебной коллегией учитываются иные представленные в материалы административного дела доказательства, подтверждающие использование здания как объекта общественного питания.
В судебном заседании 11 октября 2023 года представитель административного истца указывал, что в спорном здании расположен детский клуб "Заря", библиотека и бильярдный клуб, при этом под объект общественного питания здание не используется.
С учетом имеющихся сведений ЕГРН о нахождении в пределах земельного участка с кадастровым номером N нескольких зданий, судебной коллегией, с учетом мнения представителя административного истца, департаменту имущественных отношений Краснодарского края было поручено проведение обследования здания на предмет его фактического использования.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества от 16 октября 2023 года, составленному специалистом Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль", на момент проведения обследования доступ в здание обеспечен. При входе в объект размещены вывески: "Пив Торг N 1, свыше 20 сортов разливного пива", "МАГАЗИН "Пив Торг N 1", спорт-бар", с указанием режима работы, адреса и реквизитами ИП Мирошниченко ФИО13
Помещение торгового зала магазина "Пив Торг N 1", спорт-бара, площадью 40, 1 кв.м оборудовано стеллажами, витринами, холодильниками с товаром и ценниками, барной стойкой, мебелью для приема пищи, присутствует уголок потребителя, терминал для безналичной оплаты, что составляет 47, 8 % от общей площади помещений.
К акту приложены фототаблица, копии выписок из ЕГРН, технического паспорта, справочная информация публичной кадастровой карты.
Представитель административного истца указывал на невозможность использовать данный акт обследования в качестве доказательства по настоящему делу, как составленный после оспариваемого Перечня, а также в связи с нарушением процедуры извещения собственника.
Судебная коллегия принимает данный акт обследования от 16 октября 2023 года в качестве подтверждения использования здания по его предназначению в соответствии с технической документацией. Поручение о проведении такого обследования было направлено судом апелляционной инстанции для установления нахождения и использования здания в отсутствие представления таких данных стороной административного истца, возможность на такое проведение с представителем административного истца было согласовано в судебном заседании. О самом проведении осмотра административным истец был уведомлен 12 октября 2023 года путем направления соответствующего извещения на адрес электронной почты, соответствующий указанному в административном исковом заявлении.
По сведениям администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, представленным в суд апелляционной инстанции 20 октября 2023 года, за период 2022 - 2023 годы в здании с кадастровым номером N:193 находится магазин "ПивТорг", в подтверждение чего также представлен акт осмотра земельного участка от 18 октября 2023 года, а также фотографии.
Администрацией поселения представлен договор от 7 октября 2016 года о закреплении на праве оперативного управления за муниципальным учреждением культуры Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района клуб "Заря" муниципального имущества части здания клуба площадью 262, 6 кв.м, с инвентарным номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N:5.
Также администрацией представлен договор от 11 февраля 2020 года, заключенный с муниципальным казенным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система" Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района о закреплении за учреждением на праве оперативного управления недвижимого имущества - части нежилого здания, общей площадью 130, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Таким образом, с учетом представленных администрацией договоров, с учетом площадей закрепленных зданий, судебной коллегий достоверно установлено, что объект недвижимости административного истца, площадью 83, 9 кв.м под клуб "Заря" и библиотеку не используется.
В судебном заседании 20 октября 2023 года представителем административного истца был представлен договор аренды от 22 августа 2022 года, заключенный между ФИО1 и ИП ФИО8, в подтверждении иной позиции об использовании здания с кадастровым номером N:193 под размещение мастерской.
Судебная коллегия, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе общедоступных сведений сети Интернет, актов осмотра от 16 и 18 октября 2023 года, учитывая первоначальную позицию стороны административного истца об использовании здания под детский клуб и библиотеку, опровергнутую в ходе рассмотрения дела, критически относится к представленному договору аренды, как доказательству, безусловно не подтверждающему использование здания не по фактическому предназначению.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности включения здания с кадастровым номером N:193 в оспариваемый пункт Перечня, как предназначенного для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ. Выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований в указанной части основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в той части, которой удовлетворены административные исковые требования о признании не действующим пункта 48180 Перечня, и принятия в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 21 июня 2023 года отменить в части, которой удовлетворены административные исковые требования о признании не действующим со дня принятия пункта 48180 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.