Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 63 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 6 апреля 2023 года, решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ООО "Артем" ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 63 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 6 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 15 июня 2023 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО "Артем" ФИО1, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Приморскому краю просит вступившие в законную силу судебные акты отменить.
ФИО1, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Прекращая производство по делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Артем" ФИО1, мировой судья судебного участка N 63 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края, с выводами которого согласился судья районного суда, указали, что поскольку в силу положений пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вменяемое генеральному директору ООО "Артем" ФИО1 административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является длящимся, то, не сообщив в налоговый орган сведения о смене адреса места нахождения юридического лица после привлечения его к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение положений пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", генеральный директор ФИО1 новых противоправных действий (бездействий), за которое он подлежит привлечению по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не совершил. Правовые нормы, устанавливающие новый срок для выполнения обязанности по сообщению в налоговый орган сведений о смене адреса места нахождения юридического лица после привлечения юридического лица либо его руководителя к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по мнению судей, отсутствуют.
С таким выводами судей нижестоящих инстанций согласиться нельзя в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные этим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 6 статьи 11 названного Закона в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В пункте 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Согласно части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Из материалов дела следует, что 10 июля 2015 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о создании юридического лица ООО "Артем", ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о месте нахождения юридического лица: "адрес".
При проведении осмотра объекта недвижимости, расположенного по адресу "адрес", выявлено отсутствие ООО "Артем" по указанному адресу, о чем составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 13 апреля 2022 года.
18 апреля 2022 года в адрес общества и руководителя направлено уведомление N об обязанности сообщить в регистрирующий орган сведения о юридическом лице или предоставить документы, свидетельствующие о достоверности сведений в ЕГРЮЛ в течение 30 дней.
Постановлением МИФНС России N9 по Приморскому края от 23 ноября 2022 года, генеральный директор ООО "Артем" ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. Постановление вступило в законную силу 23 декабря 2022 года.
17 января 2023 года при повторном осмотре объекта недвижимости было повторно установлено, что ООО "Артем" по адресу: "адрес" отсутствует, о чем составлен протокол от 17 января 2023 года.
19 января 2023 года в адрес общества и руководителя направлено уведомление об обязанности повторно сообщить в регистрирующий орган сведения о юридическом лице или предоставить документы, свидетельствующие о достоверности сведений в ЕГРЮЛ в течение 30 дней.
Из протокола об административном правонарушении от 14 марта 2023 года усматривается, что ФИО1, являясь генеральным директором ООО "Артем", юридический адрес: "адрес" будучи 23 ноября 2022 года подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ на основании постановления, вступившего в законную силу 23 декабря 2022 года, повторно, в установленный срок до 20 февраля 2023 года, не предоставил в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей МИФНС N 9 по Приморскому краю, сведения об адресе места нахождения юридического лица ООО "Артем", чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что ранее генеральный директор ООО "Артем" ФИО1 был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не снимает с него впоследствии обязанности совершить действия, предусмотренные абзацем 2 пункта 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ, и в случае доказанности вины, не исключает возможность его привлечения к ответственности по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела и доводов жалобы, судьи нижестоящих инстанций оставили без внимания, что генеральному директору ООО "Артем" при привлечении его к административной ответственности вменялось в вину нарушение требований пункта 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ, в виде неисполнения в течение тридцати дней с момента направления уведомления обязанности сообщить в регистрирующий орган сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
Ввиду неисполнения обязанности по предоставлению в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о достоверности сведений в части адреса места нахождения юридического лица, должностным лицом административного органа составлен протокол согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неправильное толкование судьями нижестоящих судов положений закона повлекло за собой преждевременные выводы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях ФИО1
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет 1 год.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 63 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 6 апреля 2023 года, решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 15 июня 2023 не могут быть признаны законными и подлежат отмене, дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 63 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края.
При новом рассмотрении необходимо провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела и вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Приморскому краю удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 63 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 6 апреля 2023 года, решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ООО "Артем" ФИО1, - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N63 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.