Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зацевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Приморского края на решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению и.о. прокурора г.Находки к частному образовательному учреждению "Центр непрерывного образования", автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации "Дальневосточный центр непрерывного образования" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, поддержавшей доводы кассационного представления, возражения представителя частного образовательного учреждения "Центр непрерывного образования" Кошелевой Е.А. относительно доводов кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
и.о. прокурора г.Находки обратился в Находкинский городской суд Приморского края в защиту прав неопределенного круга лиц с исковым заявлением, с учетом уточненных требований, просил возложить на автономную некоммерческую профессиональную образовательную организацию "Дальневосточный центр непрерывного образования" (далее по тексту - АНПОО "ДВЦНО") обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение 2-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, а именно: оборудовать второй эвакуационный выход из помещения спортивного зала площадью 438, 7 кв.м, расположенного по адресу: ул.Озерная, д.2, лит III, блок Б, 3 этаж.
Требования мотивированы тем, что в целях контроля устранения ранее выявленных нарушений прокуратурой г.Находки проведена проверка соблюдения частным образовательным учреждением "Центр непрерывного образования" (далее - ЧОУ "ЦНО") законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что выявленные в ходе проверки в марте 2021 года нарушения не устранены до настоящего времени, а именно: отсутствует уточняющая декларация пожарной безопасности, в нарушение п. 4.2.7 СП - 1.13130.2020 не оборудован второй эвакуационный выход из помещения спортивного зала. Полагает, что несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности влечет за собой угрозу для обучающихся ЧОУ "ЦНО".
Определениями Находкинского городского суда Приморского края от 1 апреля 2022 года, 4 августа 2022 года, 18 октября 2022 года в порядке статей 40 и 43 ГПК РФ к участию в деле привлечены: в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГБО УВО "ВГУЭС", Территориальное управление Росимущества в Приморском крае; в качестве соответчика АНПОО "ДВЦНО".
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 16 января 2023 года в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора г.Находки в защиту прав неопределенного круга лиц - отказано.
Определением судьи Приморского краевого суда от 27 марта 2023 года дело N 33-3497/2023 (N 2-357/2023) передано для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 мая 2023 года решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 января 2023 года оставлено без изменения.
16 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Приморского края, поданное через Находкинский городской суд Приморского края 9 августа 2023 года, в котором ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального права. Судами не принято во внимание, что спорное помещение является объектом массового пребывания несовершеннолетних. Эксплуатация объекта с нарушением требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 августа 2023 года кассационное представление прокурора Приморского края передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители АНПОО "ДВЦНО", ФГБО УВО "ВГУЭС", Территориального управления Росимущества в Приморском крае; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, возражения представителя ЧОУ "ЦНО", судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) положения данного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.
Статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ определяет техническое регулирование в области пожарной безопасности как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1).
В случае, если положениями названного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (часть 1 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
В силу пункта 4.2.6 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194, по общему правилу части здания различной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами. Один эвакуационный выход должен быть в каждом здании, сооружении.
Не менее двух выходов должно быть на объекте, если имеется помещение, предназначенное для одновременного пребывания 50 и более человек (п.4.2.7 СП 1.13130).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ЧОУ "ЦНО" является частным учреждением общеобразовательного вида, учредителем и собственником имущества которого является АНПОО "ДВЦНО".
Согласно выписке из ЕГРН от 9 февраля 2022 года N 99/2022/448408811 нежилые помещения, расположенные на этажах N по адресу: "адрес", N с 1 июля 2010 года принадлежат на праве собственности АНПОО "ДВЦНО"; ЧОУ "ЦНО" "данные изъяты"
Помещение спортивного зала, площадью "данные изъяты" введено в эксплуатацию в 2007 году.
В ходе проведенной прокуратурой г.Находки проверки соблюдения ЧОУ "ЦНО" законодательства о пожарной безопасности выявлены ряд нарушений, в том числе, отсутствие второго эвакуационного выхода из спортивного зала, о чем указано в акте проверки от 1 марта 2021 года.
Приказом директора ЧОУ "ЦНО" от 27 августа 2021 года N 146 "Об ограничении использования спортивного зала" установлен запрет на проведение в помещении спортивного зала ЧОУ "ЦНО" спортивно-массовых и иных мероприятий с одновременным пребыванием более 45 человек.
15 октября 2021 года в целях контроля устранения ранее выявленных нарушений старшим помощником прокурора г.Находки совместно с участием инспектора ОНДиПР по г.Находка проведена проверка соблюдения ЧОУ "ЦНО" законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что выявленные в ходе проверки в марте 2021 года нарушения пожарной безопасности не устранены до настоящего времени, а именно, не оборудован второй эвакуационный выход из помещения спортивного зала, о чем составлен акт от 15 октября 2021 года.
В то же время судами установлено, что из заключения Отдела Государственного пожарного надзора г.Находки ГУ МЧС России по ПК от 28 декабря 2006 года следует, что предъявляемый к сдаче в эксплуатацию оконченный строительством объект - ФИО6 (3-я очередь строительства) филиала ВГУЭС, расположенный по адресу: "адрес", в четырехэтажном здании, общей площадью 1 914, 2 кв.м, соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации в области пожарной безопасности.
Согласно заключению ГУ МЧС России по Приморскому краю N 36 от 10 сентября 2019 года объект ЧОУ "ЦНО" по адресу: "адрес" соответствует требованиям пожарной безопасности.
Из содержания строительно-технической экспертизы, проведенной ООО "Геодезия и Кадастр" 18 ноября 2022 года, следует, что спортивный зал без мест для зрителей, расположенный по адресу: "адрес", "данные изъяты" этаж, имеет максимальную пропускную способность 44 человека.
В силу приказов директора ЧОУ "ЦНО" об утверждении расписания учебных занятий на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы и о комплектации классов, спортивный зал не используется одновременно для проведения уроков физкультуры более чем в одном классе, при этом наполняемость класса не превышает 20 человек.
Из помещения спортивного зала, расположенного по адресу: "адрес" N этаж имеется также второй выход через примыкающее помещение зала хореографии.
14 декабря 2022 года старшим помощником прокурора г.Находка с участием инспектора отдела надзорной деятельности профилактической работы "адрес" УНД и ПР ГУ МЧС России по "адрес" проведен осмотр спортивного зала, расположенного по адресу: "адрес" N N в результате которого установлено, что в спортивном зале, расположенном по адресу: "адрес" N ФИО6, 3 этаж имеется один эвакуационный выход. В спортивном зале также имеется антресоль, что подтверждается актом осмотра от 14 декабря 2022 года.
Полагая, что несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности влечет за собой угрозу для обучающихся ЧОУ "ЦНО", прокурор обратился в суд с иском о возложении на учреждение обязанности устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив, что после ввода здания в эксплуатацию в помещении спортивного зала капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение, а также изменение функционального назначения не проводились, учитывая, что доказательств, подтверждающих безусловную необходимость и техническую возможность оборудования второго эвакуационного выхода в частном образовательном учреждении, административным истцом не представлено, пришел к выводу, о том, что в отношении спорного объекта, введенного в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта, при этом соответствующие требования СП 1.13130 подлежат применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 мая 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.