Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Анивский городской округ" на решение Анивского районного суда Сахалинской области от 20 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Анивского района Сахалинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Анивский городской округ" о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Анивского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Анивский районный суд Сахалинской области с административным исковым заявлением, с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Анивский городской округ" в необеспечении обустройства улично-дорожной сети с.Успенское Анивского района Сахалинской области тротуарами по ул.Центральная; возложить на администрацию муниципального образования "Анивский городской округ" обязанность обеспечить обустройство улично-дорожной сети с.Успенское Анивского района Сахалинской области тротуарами по ул.Центральная: с км 0+004 по км 0+340 (слева), км 0+344 по км 0+509 (слева), км 0+515 по км 0+660 (слева), км 0+662 по км 0+713 (слева), км 0+718 по км 0+883 (слева), км 0+885 по км 1+175 (слева), км 0+030 по км 0+051 (справа), км 0+517 по км 0+561 (справа), км 1+231 по км 1+346 (справа) не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки в с.Успенское Анивского района Сахалинской области выявлено нарушение требований Федеральных законов от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", в частности, отсутствие обустройства улично-дорожной сети с.Успенское Анивского района тротуарами по адресам: ул.Центральная, ул.Юбилейная, ул.Новая, ул.Школьная, пер.Луговой. По результатам проверки в адрес администрации внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, но нарушения закона не устранены. Непринятие мер к устранению выявленных нарушений может привести к негативным последствиям для состояния в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и стать причиной дорожно-транспортных происшествий.
Определением Анивского районного суда Сахалинской области от 20 декабря 2022 года производство по делу прекращено в части административных исковых требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Анивский городской округ", выразившегося в необеспечении обустройства улично-дорожной сети с.Успенское Анивского района Сахалинской области тротуарами (улицы Юбилейная, Новая, Школьная, переулок Луговой) и возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Анивский городской округ" обеспечить обустройство улично-дорожной сети с.Успенское Анивского района Сахалинской области тротуарами данных улиц в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в связи с отказом от административных исковых требований в указанной части.
Решением Анивского районного суда Сахалинской области от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 марта 2023 года, административные исковые требования прокурора Анивского района удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Анивский городской округ" в необеспечении обустройства улично-дорожной сети с.Успенское Анивского района Сахалинской области тротуарами по улице Центральная. На администрацию муниципального образования "Анивский городской округ" возложена обязанность обеспечить обустройство улично-дорожной сети с.Успенское Анивского района Сахалинской области тротуарами по улице Центральная: с км 0+004 по км 0+340 (слева), км 0+344 по км 0+509 (слева), км 0+515 по км 0+660 (слева), км 0+662 по км 0+713 (слева), км 0+718 по км 0+883 (слева), км 0+885 по км 1+175 (слева), км 0+030 по км 0+051 (справа), км 0+517 по км 0+561 (справа), км 1+231 по км 1+346 (справа) в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
24 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Анивский городской округ", поданная через Анивский районный суд Сахалинской области 11 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Судами не приняты во внимание доводы административного ответчика о невозможности обустройства тротуаров на улице Центральной с.Успенское без проведения полного комплекса работ по реконструкции и капитальному ремонту улицы, поскольку по спорной улице границы домовладений проходят вплотную с проезжей частью, ширина которой фактически составляет от 4, 30 м до 5, 30 м. Указанной ширины проезжей части недостаточно для обустройства тротуаров без проведения полного комплекса работ по капитальному ремонту. Возложение на администрацию МО "Анивсккий городской округ" обязанности в части организации работ по обустройству тротуаров по ул.Центральной с.Успенское является прямым вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления. Кроме того, ул.Центральная с.Успенское Анивского района состоит в Реестре муниципального имущества, расположенного на территории муниципального образования "Анивский городской округ", протяженностью 1 200 м, что подтверждается выпиской из Реестра, вместе с тем, решением суда на администрацию возложена обязанность обеспечить обустройство тротуарами участок дороги, не входящий в состав муниципального имущества, а именно участок с км 1+231 по км 1+376 (справа).
Определением председателя Первого судебного состава (по рассмотрению административных дел) Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 сентября 2023 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Анивский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель администрации муниципального образования "Анивский городской округ"; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при осуществлении проверки решений, действий (бездействия) судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделённые ими органы и лица связаны законом, при этом следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. В связи с этим необходимо проверять, исполнена ли органом, наделённым публичными полномочиями, при допущенном оспариваемом бездействии обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств.
В соответствии со статьями 3 и 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
Положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), частью 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как на орган местного самоуправления, федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, на автомобильной дороге по ул.Центральная в с.Успенское Анивского района, состоящей в реестре муниципального имущества и являющейся собственностью муниципального образования "Анивский городской округ", предусмотрено обустройство тротуаров с км 0+004 по км 0+340 (слева), км 0+344 по км 0+509 (слева), км 0+515 по км 0+660 (слева), км 0+662 по км 0+713 (слева), км 0+718 по км 0+883 (слева), км 0+885 по км 1+175 (слева), км 0+030 по км 0+051 (справа), км 0+517 по км 0+561 (справа), км 1+231 по км 1+346 (справа).
Между тем, из акта проверки, проведенной прокуратурой Анивского района 19 сентября 2022 года, следует, что автомобильная дорога по ул.Центральная на территории с.Успенское не оборудована тротуарами, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу об обоснованности требований прокурора, поскольку обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства администрацией Анивского городского округа не выполнена.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств. При этом приведенные административным ответчиком доводы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Само по себе несогласие администрации муниципального образования "Анивский городской округ" с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Анивского районного суда Сахалинской области от 20 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 23 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Анивский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.