Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Дальнегорскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о признании действий незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился в Дальнегорский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Дальнегорскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - ОСП по Дальнегорскому ГО) ФИО1 в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил: признать незаконными действия административного ответчика по списанию со счетов административного истца денежных средств по платёжным поручениям от 23 июня 2022 года NN 17758, 18018, 383549 и 700327 в рамках исполнительного производства N 40686/22/25016-ИП; обязать ОСП по Дальнегорскому ГО устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО2 посредством возврата удержанных с его счетов денежных средств.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что списание денежных средств с его счетов, открытых в акционерном обществе " "данные изъяты"" (далее - АО " "данные изъяты""), производилось судебным приставом-исполнителем ОСП по Дальнегорскому ГО без его уведомления о возбуждении 14 июня 2022 года исполнительного производства N 40686/22/25016-ИП, ему не был предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
О возбуждении данного исполнительного производства ФИО2 стало известно только 22 июля 2022 года после получения письменного ответа судебного пристава-исполнителя ОСП по Дальнегорскому ГО ФИО1 на его заявление, которое было подано в ОСП по Дальнегорскому ГО 7 июля 2022 года.
Определением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 5 сентября 2022 года к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю.
Решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года, административное исковое заявление ФИО2 оставлено без удовлетворения.
24 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Дальнегорский районный суд Приморского края 15 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения.
Согласно статье 360 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
К числу принципов исполнительного производства статья 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ относит принципы законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (части 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Как следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу решением Северского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2020 года по гражданскому делу N с ФИО2 в пользу общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"") взысканы задолженность по платежам за жилую площадь, задолженность за коммунальные платежи и пеня в размере 738 606 рублей 73 копеек.
На основании исполнительного листа серии ФС N 037486908, выданного Северским районным судом Краснодарского края 18 ноября 2021 года, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Дальнегорскому ГО ФИО1 от 14 июня 2022 года возбуждено исполнительное производство N 40686/22/25016-ИП, предметом которого является взыскание с ФИО2 в пользу ООО " "данные изъяты"" указанной выше задолженности.
Суды нижестоящих инстанций указали в решении и апелляционном определении, что копия данного постановления, в котором должнику устанавливался 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, была направлена в адрес должника простым почтовым отправлением 15 июня 2022 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Дальнегорскому ГО ФИО1 от 22 июня 2022 года в рамках исполнительного производства N 40686/22/25016-ИП обращено взыскания на денежные средства должника в сумме 738 606 рублей 73 копеек, находящиеся на счетах ФИО2 в АО " "данные изъяты"", которое было направлено на исполнение в банк.
23 июня 2022 года со счетов, принадлежащих административному истцу, списано и перечислено взыскателю 109 129 рублей 55 копеек.
7 июля 2022 года в ОСП по Дальнегорскому ГО поступило заявление административного истца, в котором содержалась просьба предоставить информацию о всех возбужденных в отношении него исполнительных производствах, по которым обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах в АО " "данные изъяты"".
22 июля 2022 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Дальнегорскому ГО направил ФИО2 копии постановлений о возбуждении исполнительных производств.
После поступления от ФИО2 платёжных документов, подтверждающих оплату имевшейся задолженности, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Дальнегорскому ГО Лобановой Е.С. от 26 августа 2022 года исполнительное производство N 40686/22/25016-ИП окончено по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, то есть в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Дальнегорский районный суд Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, указал в решении, что обжалуемые действия судебного пристава-исполнителя требованиям действующего законодательства об исполнительном производстве не противоречат, поскольку на момент вынесения постановления об обращении взыскания на находящиеся в АО " "данные изъяты"" денежные средства административного истца (на 22 июня 2022 года) прошло более пяти дней, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, который указывался в постановлении о возбуждении исполнительного производства N 40686/22/25016-ИП, вынесенном 14 июня 2022 года; само по себе поступление от ФИО2 денежных средств в большем размере, чем с него взыскано вступившим в законную силу решением суда, не может рассматриваться в качестве нарушения требований действующего законодательства об исполнительном производстве.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами по следующим основаниям.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ предусмотрено, что в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в случае, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Случаи, когда судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа, перечислены в части 14 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Пунктом 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утверждённых Федеральной службой судебных приставов от 8 июля 2014 года N 0001/16, предусмотрено, что постановление о возбуждении исполнительного производства (в случае его направления через организацию почтовой связи) должно направляться должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления.
Исходя из положений части 1, пункта 1 части 3 статьи 68, части 3 статьи 69 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, является мерой принудительного исполнения, применяемой судебным приставом-исполнителем.
При этом, если в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (часть 2 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Таким образом, для оценки законности действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банках и иных кредитных организациях, в силу прямого указания части 12 статьи 30, части 2 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ имеет значение установление момента получения должником по исполнительному производству копии постановления о возбуждении исполнительного производства (в том числе в электронной форме), с которого подлежит исчислению установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в пределах которого меры принудительного исполнения не применяются.
В то же время, изложенные в решении суда первой инстанции выводы о том, что обращение взыскания на денежные средства должника произведено по истечении пяти дней с момента возбуждения исполнительного производства, не свидетельствуют о соблюдении судебным приставом-исполнителем указанных выше требований Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, тогда как дата получения ФИО2 копии постановления о возбуждении исполнительного производства судами не устанавливалась.
Кроме того, выводы судов о том, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства N 40686/22/25016-ИП должнику устанавливался пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не подтверждаются содержанием резолютивной части данного постановления, копия которого имеется в материалах дела (т. 1 л.д. 76-77) и в которой соответствующее указание отсутствует. Напротив, судебный пристав-исполнитель ОСП по Дальнегорскому ГО со ссылкой на часть 14 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ не установилдолжнику срок для добровольного удовлетворения требований исполнительного документа, однако правовая оценка данному обстоятельству судами не дана.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", разъяснил, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению; и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку суды не установили обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного спора, допустили нарушения при применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия суда кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 КАС РФ, приходит к выводу о необходимости отмены решения и апелляционного определения с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении административного дела следует учесть изложенное выше, установить имеющие значение для дела обстоятельства и разрешить административный спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 апреля 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Дальнегорский районный суд Приморского края в ином составе суда.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.