Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа Большой Камень Приморского края о признании незаконными и отмене постановлений, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в Шкотовский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к администрации городского округа Большой Камень Приморского края (далее - Администрация), в котором просила: признать незаконными и отменить постановления административного ответчика от 19 февраля 2021 года N 417 "Об отмене постановления от 25 декабря 2020 года N 2640 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 353, местоположение: Приморский край, городской округ Большой Камень, "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (далее - Постановление от 19 февраля 2021 года N 417), от 25 ноября 2020 года N 2352 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"" (далее - Постановление от 25 ноября 2020 года N 2352); обязать Администрацию и Большекаменский муниципальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю поставить на кадастровый учёт земельный участок в соответствии со схемой расположения земельного участка, утверждённой административному истцу постановлением Администрации от 25 декабря 2020 года N 2640 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 353, местоположение: "адрес", "адрес" "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (далее - Постановление от 25 декабря 2020 года N 2640).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Постановлением от 25 декабря 2020 года N 2640 ему был предварительно согласован к предоставлению в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 999 кв. м, местоположение: "адрес", а также утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем, 29 декабря 2020 года при подготовке документов для постановки земельного участка на кадастровый учёт ФИО1 стало известно, что границы испрашиваемого ею земельного участка полностью налагаются на стоящий на кадастровом учёте земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1014 кв. м, который Постановлением от 25 ноября 2020 года N 2352 был предварительно согласован для предоставления ФИО5 для индивидуального жилищного строительства.
Позже Администрация своим Постановлением от 19 февраля 2021 года N 417 отменила Постановление от 25 декабря 2020 года N 2640 о предварительном согласовании предоставления административного истцу земельного участка.
По мнению ФИО1, Постановления от 25 ноября 2020 года N 2352 и от 19 февраля 2021 года N 417 являются незаконными, нарушающими её права и охраняемые законом интересы.
Определениями Шкотовского районного суда Приморского края от 25 июня 2021 года и от 30 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО5, ФИО7 и ФИО6
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 18 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 февраля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
24 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Шкотовский районный суд Приморского края 8 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, которые извещались о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Шкотовского районного суда Приморского края от 18 января 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 февраля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления, в том числе, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность предусмотрены Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ), пункт 2 части 1 статьи 10 которого предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и являющихся ветеранами труда, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан).
Учёт граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно осуществляется органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, городских поселений, а в отношении граждан, местом жительства которых является сельское поселение или населенный пункт, расположенный на межселенной территории, - органами местного самоуправления муниципальных районов Приморского края (часть 1 статьи 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ).
Частью 4 статьи 12 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному в уполномоченный орган, граждане, указанные в пункте 2 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, должны, в том числе, приложить: копию решения о постановке гражданина на учёт; при отсутствии проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации подготовленную за свой счёт схему расположения земельного участка.
В силу положений пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Из содержания пункта 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, постановлением Администрации от 2 октября 2020 года N 1837 ФИО1 как "ветеран труда" поставлена на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ.
14 декабря 2020 года в Администрацию поступило заявление административного истца (входящий N 01/19695) о предварительном согласовании предоставления ей в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного примерно в 6 м. на восток от жилого "адрес", к которому была приложена схема расположения земельного участка площадью 999 кв. м. на кадастровом плане территории.
Постановлением от 25 декабря 2020 года N 2640 административный ответчик предварительно согласовал предоставление ФИО1 в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок), утвердил схему его расположения на кадастровом плане территории, а также предоставил административному истцу право обращения без доверенности в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта образуемого земельного участка.
Между тем при подготовке документов к постановке указанного выше земельного участка на кадастровый учёт было установлено, что его границы налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1014 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес".
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт 29 декабря 2020 года на основании Постановления от 25 ноября 2020 года N 2352, которым он был предварительно согласован для предоставления ФИО5 для индивидуального жилищного строительства с утверждением его схемы расположения на кадастровом плане территории.
Заявление ФИО5 о предварительном согласовании предоставления земельного участка поступило в Администрацию 15 сентября 2020 года (входящий N 01/13863).
Постановлением от 19 февраля 2021 года N 417 Администрация в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством отменила Постановление от 25 декабря 2020 года N 2640.
На момент обращения ФИО1 в суд первой инстанции с административным исковым заявлением (на 19 мая 2021 года) земельный участок с кадастровым номером N на основании договора аренды земельного участка от 12 марта 2021 года N 82/21 предоставлен Администрацией на 20 лет в аренду ФИО5 для индивидуального жилищного строительства, а чём в Едином государственном реестре недвижимости 12 апреля 2021 года сделана регистрационная запись N.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Разрешая заявленные административные исковые требования, Шкотовский районный суд Приморского края и судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, пришли к выводу, что Администрация была вправе отменить Постановление от 25 декабря 2020 года N 2640 на основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, поскольку с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО5 обратилась 15 сентября 2020 года, то есть ещё до того момента, когда ФИО1 была поставлена на учёт в качестве лица, имеющего право на получение в собственность бесплатно земельного участка по Закону Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ. Земельный участок с кадастровым номером N сформирован, поставлен на кадастровый учёт и предоставлен ФИО5 в аренду, в связи с чем оснований для признания незаконным Постановления от 25 ноября 2020 года N 2352, а также для удовлетворения иных административных исковых требований не имеется.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к ним, подробно изложены в оспариваемых судебных актах со ссылками на установленные по делу обстоятельства, на нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, а также на имеющиеся в деле доказательства.
Учитывая содержание пункта 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления был обязан рассмотреть заявление ФИО5 о предварительном согласовании предоставления земельного участка до рассмотрения заявления ФИО1, поступившего позже.
В свою очередь, принятие Администрацией Постановления от 25 ноября 2020 года N 2352 исключало возможность в дальнейшем принятия Постановления от 25 декабря 2020 года N 2640, поскольку из системного анализа положений пункта 3 статьи 6, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что на одном участке земной поверхности образование нескольких земельных участков (как объектов прав собственности и иных прав на землю) не допускается.
Здесь же необходимо отметить, что ещё до обращения ФИО1 в суд с административным исковым заявлением земельный участок с кадастровым номером N предоставлен ФИО5 в аренду на 20 лет, и право аренды в отношении данного объекта недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие исковые требования должны быть заявлены заинтересованными лицами в порядке гражданского судопроизводства.
Ссылки в кассационной жалобе административного истца на то, что он не был извещён судом первой инстанции о судебном заседании, состоявшемся 18 января 2022 года, следует признать необоснованными.
В силу положений части 1 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В административном исковом заявлении ФИО1 просила извещать её по адресу: "адрес"; по телефону: "данные изъяты"; на адрес электронной почты: "данные изъяты" (т. 1 л.д. 2).
Согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме от 26 ноября 2021 года административный истец извещался по телефонному номеру: "данные изъяты" о рассмотрении административного дела Шкотовским районным судом Приморского края 18 января 2022 года в 15 часов 30 минут (т. 3 л.д. 19). До этого представитель ФИО1 - ФИО8 принимал участие в судебных заседаниях, которые были проведены судом первой инстанции 19 июля, 30 июля, 19 октября, 9 ноября 2021 года.
При таких обстоятельствах Шкотовский районный суд Приморского края, руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, был вправе рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.
Приведённые в кассационной жалобе иные доводы по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов судов по установленным фактическим обстоятельствам дела, а также к неверному толкованию норм материального права; в соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ такие доводы не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы на имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.