Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 03 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края к ГУФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, ОСП по Центральному району города Хабаровска ГУФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району города Хабаровска ГУФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Ноговициной А.В, заинтересованные лица: КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", министерство природных ресурсов Хабаровского края, Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура, о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края обратилось в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением к ОСП по Центральному району города Хабаровска ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ОСП по Центральному району города Хабаровска) и просило признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району города Хабаровска от 24 ноября 2022 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлению нового срока исполнения, указав в обоснование заявленных требований, что постановление о возбуждении исполнительного производства, как и извещения и вызовы в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края не поступали.
Определением суда от 30 ноября 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району города Хабаровска Ноговицина А.В, ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, в качестве заинтересованных лиц - Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура, министерство природных ресурсов Хабаровского края, КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог".
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 03 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 июля 2023 года, административные исковые требования министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края удовлетворены частично. Снижен размер исполнительского сбора по исполнительному производству N подлежащего взысканию с министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края до 37 500 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
31 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 22 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и направлении административного дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, судами не дана надлежащая оценка доводу административного истца о том, что постановление о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в их адрес не направлялось, а имеющие в материалах дела фотокопии (скриншоты) исходящих документов являются ненадлежащими недопустимыми доказательствами. Кассатор указал, что решение Кировского районного суда города Хабаровска со сроком исполнения 30 июня 2022 года было исполнено до возбуждения исполнительного производства, а со сроком исполнения 30 июня 2025 года еще исполняется. А также сослался на факт освобождения решением Центрального районного суда Хабаровского края от 25 апреля 2023 года по делу N 2а-1302/2023 соответчика - министерства природных ресурсов Хабаровского края от взыскания исполнительского сбора.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2023 года кассационная жалоба министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, ГУФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, ОСП по Центральному району города Хабаровска, КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", министерства природных ресурсов Хабаровского края, судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району города Хабаровска Ноговицина А.В. в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения статей 2, 4, части 11 статьи 30, части 1 статьи 36, пункта 1 части 1 статьи 47, пункта 13 части 1 статьи 64, части 1 статьи 105, частей 1, 2, 3, 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", абзаца второго пункта 74, пункта 78, постановления Пленума Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", установили, что 09 августа 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска, на основании исполнительного листа выданного Кировским районным судом города Хабаровска по делу гражданскому делу N 2-1311/2019, возбуждено исполнительное производство N в отношении министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, предмет исполнения: возложение на министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и министерство природных ресурсов Хабаровского края обязанности: профинансировать КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" аварийно-ремонтных работ комплекса гидротехнических сооружений "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г..Хабаровска" по восстановлению и отсыпке тел запруд, с укреплением каменной наброской, до высотных отметок, указанных в рабочей документации по "Инженерной защите левого берега р. Амур в районе г..Хабаровска" ЗАО "Ленгипроречтранс", С-Петербург, 2004г. и досыпке камня на локальных участках верхового и низового участка берега р. Амур; профинансировать реконструкцию объектов входящих в "Инженерную защиту левого берега р.
Амур и районе г..Хабаровска"; что копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края посредствам Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) 09 августа 2022 года и прочитана (получена) 31 августа 2022 года, что подтверждается отчётом о прочтении; что 24 ноября 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска вынесено постановление о взыскании с министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора по исполнительному производству N; что 15 сентября 2022 года министерством природных ресурсов Хабаровского края (второй должник) в адрес судебного пристава-исполнителя были представлены документы о частичном исполнении требований исполнительного документа и запланированном объёме работ на текущий 2022 год, и пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя является законным, однако имеются основания для снижения размера исполнительского сбора на одну четверть от установленного постановлением от 24 ноября 2022 года, поскольку имеет место исполнение требований исполнительного документа в рамках доведённого финансирования основным исполнителем министерством природных ресурсов Хабаровского края и соисполнителем министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, в том числе в кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Довод кассационной жалобы о том, что постановление о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края не направлялось, а имеющие в материалах дела фотокопии (скриншоты) исходящих документов являются ненадлежащими недопустимыми доказательствами, является необоснованным.
В соответствии с частью 2.1 статьи 14, частью 17 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ) копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
Как следует из пункта 3 Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещённым, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 606, извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Из представленного в материалы дела снимка экрана компьютера скриншота страницы в специальном программном обеспечении отправленных сообщений и обратных уведомлений сайта ОСП по Центральному району города Хабаровска, следует, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края посредствам Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) 09 августа 2022 года и прочитана (получена) 31 августа 2022 года, что подтверждается отчётом о прочтении
В связи с чем, утверждение в кассационной жалобе о недопустимости в качестве надлежащего доказательства фотокопий (скриншотов) исходящих документов также подлежит отклонению, поскольку мнение министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края основано на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии частью 1.1 статьи 70 КАС РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов.
Оснований сомневаться в достоверности информации, содержащейся в представленном скриншоте, подтверждающем факт направления министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края копии постановления о возбуждении исполнительного производства, не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы лиц, участвующих в деле, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, в кассационной жалобе кассатор по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Ссылка в кассационной жалобе на факт освобождения соответчика - министерства природных ресурсов Хабаровского края от взыскания исполнительского сбора, несостоятельна, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а судебное постановление, приведённое кассатором, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего административного дела не имеет. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Иные доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 03 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.