Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Топоркова Олега Степановича и Ивлевой Лиры Акрамовны на решение Находкинского городского суда Приморского края от 10 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Топоркова Олега Степановича, Ивлевой Лиры Акрамовны к администрации Находкинского городского округа Приморского края о признании незаконными отказа согласования проведения митинга и уведомлений.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения Топоркова О.С, Ивлевой Л.А, поддержавших доводы своей кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя администрации Находкинского городского округа Приморского края ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Топорков О.С, Ивлева Л.А. обратились в Находкинский городской суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просили признать незаконными: отказ администрации Находкинского городского округа Приморского края от 05 августа 2022 года в согласовании проведения 20 августа 2022 года митинга "Против химического завода НЗМУ и ТОР "Находка" и уведомления о рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия N 1483-з от 05 августа 2022 года; уведомление о рассмотрении уведомления N 1579-з от 16 августа 2022 года; уведомление о рассмотрении обращения N 1627-з от 02 сентября 2022 года, указав в обоснование заявленных требований, что административный ответчик не вправе отказать в согласовании проведения митинга, не согласовывая проведение митингов в указанном в уведомлении месте и времени, поскольку орган местного самоуправления не наделён правом издавать законы, запрещающие проведение митингов, тем более, что Законом Приморского края от 25 февраля 2011 года N 742-КЗ "О публичных мероприятиях в Приморском крае" и Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ не запрещено проведение митингов во время действия режима чрезвычайной ситуации.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 10 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 февраля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Топоркова О.С, Ивлевой Л.А. отказано.
24 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Топоркова О.С. и Ивлевой Л.А, поданная через Находкинский городской суд Приморского края 17 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и, удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассаторов, пункт 1.1 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг не содержит прямого запрета на проведение митингов, что подтверждается проведением в спорный период иных публичных мероприятий. Считают, что проведение публичных мероприятий носит уведомительный характер, и право органа местного самоуправления на отказ в его проведении законом ограничено. Организаторами были соблюдены все требования законодательства для обеспечения безопасного характера публичного мероприятия, предусмотрены меры по недопущению распространения инфекции. Место проведения митинга подробно описано в уведомлении о проведении публичного мероприятия от 04 августа 2022 года, а также представлена схема места проведения митинга. Судом не дана оценка тому, что в уведомлении от 16 августа 2022 года не указано, что митинг не согласован, и вопросов по месту проведения митинга у органа местного самоуправления не возникло. Судом не учтено, что орган местного самоуправления своим бездействием нарушил права организаторов и закон, не предложив другое место и время проведения митинга. Суды неверно определили предмет иска, пытаясь перенести вину за происшедшее нарушение законодательства Российской Федерации на организаторов публичного мероприятия. Истцы не обязаны были ходатайствовать о восстановлении пропущенных сроков на обжалование, так как оспаривали не место и время проведения мероприятия, а отказ согласования проведения мероприятия и незаконные ответы должностных лиц администрации Находкинского городского округа. В связи с чем, применённый судом первой инстанции 10-дневный срок давности является ошибочным. Подлежит применению трёх месячный срок на подачу административного иска.
Определением судьи судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2023 года кассационная жалоба Топоркова О.С. и Ивлевой Л.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения Топоркова О.С. и Ивлевой Л.А, устные и письменные возражения представителя администрации Находкинского городского округа ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, установили, что Топорковым О.С. и Ивлевой Л.А. 04 августа 2022 года в администрацию Находкинского городского округа Приморского края подано уведомление о проведении 20 августа 2022 года с 10 часов 45 минут до 12 часов 45 минут митинга "Против химического завода НЗМУ" и ТОР "Находка" по адресу: между тротуарами на расстоянии одного метра от парковочных мест для автотранспорта граждан с ограниченными возможностями у жилых домов NN 1, 2 по улице Ленинской до начала автопарковки (не накладываясь на неё), расположенной южнее жилого дома N 8 по улице Ленинской, планируемое количество участников публичного мероприятия 499 человек; что администрацией Находкинского городского округа Приморского края 05 августа 2022 года отказано в проведении публичного мероприятия со ссылкой на действующий на территории Приморского края режим повышенной готовности, введённый постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг, и принятых мерах по противодействию распространения коронавирусной инфекции, а также, что из содержания представленного уведомления невозможно установить конкретное место проведения публичного мероприятия, а также его пригодность, и предложено подать уведомление после снятия режима повышенной готовности; что Топорковым О.С. и Ивлевой Л.А. 12 августа 2022 года в администрацию Находкинского городского округа Приморского края направлена схема проведения митинга; что администрацией Находкинского городского округа Приморского края 16 августа 2022 года организаторам митинга сообщено, что ранее ответом от 05 августа 2022 года Администрацией сообщено о необходимости соблюдения постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг, также разъяснено, что на территории Приморского края действует режим повышенной готовности; что Ивлевой Л.А. 18 августа 2022 года в администрацию
Находкинского городского округа Приморского края подано уведомление об обязанности принятия распоряжения о назначении уполномоченного представителя и предупреждение о недопустимости воспрепятствования проведению публичного мероприятия, на которое администрацией Находкинского городского округа Приморского края письмом от 02 сентября 2022 года разъяснено, что на территории Приморского края действует режим повышенной готовности, введённый постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг, и пришли к правильному выводу о том, что решение администрации Находкинского городского округа Приморского края, выраженное в уведомлении от 05 августа 2022 года N 1483-з, принято с соблюдением установленного срока, соответствует применяемым к данным правоотношениям нормативным правовым актам, направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с введённым на территории режимом повышенной готовности, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого уведомления незаконным. Также, не имеется оснований для признания оспариваемых ответов администрации Находкинского городского округа от 16 августа 2022 года N 1579-з и от 02 сентября 2022 года N 1627-з, поскольку в них не содержится запрет на проведение митинга, а указано на необходимость соблюдения постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг. Кроме того, суды пришли к выводу о пропуске административными истцами срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Суд кассационной инстанции находит необоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанции о пропуске административными истцами срока на обращение в суд, но данный вывод не повлиял на правильность принятых судебных актов об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статьёй 31 Конституции Российской Федерации гражданам гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) к чрезвычайной ситуации отнесено, в том числе, распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 утверждён Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, с 11 февраля 2020 года в этот Перечень заболеваний включена новая коронавирусная инфекция (COVID-2019).
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" с 19 марта 2020 года на территории Приморского края введён режим повышенной готовности, при этом согласно пункту 1.1 постановления временно приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных, иных аналогичных мероприятий с очным присутствием граждан (за исключением проведения мероприятий, посвященных празднованию 1 мая (Праздника Весны и Труда), годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, а также мероприятий Восточного экономического форума), а также оказание соответствующих услуг, в том числе в ночных клубах, танцевальных залах, барах, иных развлекательных и досуговых заведениях и в иных местах массового посещения граждан, за исключением: деятельности театров, кинотеатров (кинозалов), иных организаций культуры; зоопарков при соблюдении ими санитарно-эпидемиологических требований; проведения экскурсий.
При указанных обстоятельствах, изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Топорковым О.С. и Ивлевой Л.А, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Довод кассационной жалобе о том, что судом не дана оценка тому, что в уведомлении от 16 августа 2022 года не указано, что митинг не согласован, является неправомерным, поскольку администрацией Находкинского городского округа оспариваемый ответ не содержит запрета на проведение митинга, а указано на необходимость соблюдения постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг.
Ссылка в кассационной жалобы на то, что судом не учтено, что орган местного самоуправления своим бездействием нарушил права организаторов и закон, не предложив другое место и время проведения митинга, является необоснованным, поскольку срок ограничений, введённых на территории Приморского края, в том числе Находкинского городского округа, не установлен, в связи с чем, орган местного самоуправления не мог предложить организаторам иное место и время проведения публичного мероприятия. При этом, администрация Находкинского городского округа Приморского края обоснованно предложила административным истцам подать уведомление о проведении митинга после снятия режима повышенной готовности.
Иные доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 10 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Топоркова Олега Степановича и Ивлевой Лиры Акрамовны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.