Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Чу-Ван-Сян Александра Владимировича к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Чу-Ван-Сян А.В. - ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чу-Ван-Сян А.В. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконными отказ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ДИЗО ОА города Якутска) от 16 февраля 2023 года в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N; возложить на административного ответчика обязанность предоставить Чу-Ван-Сян А.В. в собственность испрашиваемый земельный участок для использования под жилой дом; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 100 000 рублей, указав в обоснование заявленных требований, что как собственник жилого дома он имеет безусловное права на приобретение в собственность земельного участка под ним.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Отказ ДИЗО ОА города Якутска N 693-ДИЗО/23 от 16 февраля 2023 года в предоставлении Чу-Ван-Сян А.В. в собственность земельного участка признан незаконным. На ДИЗО ОА города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Чу-Ван-Сян А.В. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N от 12 января 2023 года за вх.N 1488-1012023. С ДИЗО ОА города Якутска в пользу Чу-Ван-Сян А.В. взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей. В остальной части иска отказано.
31 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ДИЗО ОА города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 16 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и, принятия нового судебного решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, распоряжением Окружной администрации города Якутска от 09 июня 2021 года N 1125р внесены изменения в ППТ и ПМТ в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:108008:41 в целях устранения наложения на границы красной линии, а также внесено изменение вида разрешённого использования с "среднеэтажная жилая застройка" на "социальное обслуживание". При этом, границы указанного земельного участка фактически не изменены в ЕГРН, и пересекают красную линию. Спорный земельный участок испрашивается административным истцом под индивидуальное жилищное строительство, что не соответствует основному ввиду разрешённого использования в территориальной зоне "Ж-6". Кроме этого, площадь здания 20 кв.м, что составляет 2, 8 % от площади испрашиваемого земельного участка (700 кв.м), при том, что минимальный процент застройки, согласно Правил землепользования и застройки города Якутска, составляет 10 %.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2023 года кассационная жалоба ДИЗО ОА города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции, а также приостановлено исполнение решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения представителя Чу-Ван-Сян А.В. - ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 30 ноября 2021 года N 2518-О, положения подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 39.20, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 43.1 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённых решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, установили, что Чу-Ван-Сян А.В. является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером N, площадью 22, 2 кв.м, из которых 20 кв.м - площадь жилого и подсобного помещения внутри, 2011 года постройки, и гаража площадью 77 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", которые находятся на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 700 кв.м; что согласно выписке из ЕГРН от 25 января 2023 года, испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учёт 14 декабря 1988 года, является ранее учтённым, с видом разрешённого использования "под жилой дом", и его границы не установлены в соответствии с действующим законодательством, согласно которым сведения о частях земельного участка отсутствуют, и пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и необоснованным, поскольку принят без учёта принципа единства судьбы земельного участка и жилого дома, расположенного на нём, площадь которого составляет 22, 3 кв.м, что от площади земельного участка в 700 кв.м составляет 3, 17 %, что соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск", а также без учёта отсутствия закрепления характерных точек границ земельного участка на местности в Едином государственном реестре недвижимости, что свидетельствует о
преждевременности выводов о пересечении его границ красной линией.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем ДИЗО ОА города Якутска, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы лиц, участвующих в деле, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, в кассационной жалобе кассатор по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Указание в кассационной жалобе на то, что распоряжением Окружной администрации города Якутска от 09 июня 2021 года N 1125р внесены изменение вида разрешённого использования с "среднеэтажная жилая застройка" на "социальное обслуживание", что спорный земельный участок испрашивается административным истцом под индивидуальное жилищное строительство, что не соответствует основному ввиду разрешённого использования в территориальной зоне "Ж-6", правового значения не имеет, поскольку в своем решении административный ответчик на данные обстоятельства, как основание отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, не ссылался, тогда как суды не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия (пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Приведённые в кассационной жалобе ссылки на судебную практику во внимание не принимаются, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а судебные постановления, приведённые кассатором, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего административного дела не имеют. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Иные доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2023 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2023 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.