Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С, судей Александровой М.В. и Храмцовой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к АО "Теплоэнергосервис", администрации городского поселения "Поселок Усть-Мая" Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности
по кассационной жалобе АО "Теплоэнергосервис" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ефремова С.И. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о возложении обязанности на АО "Теплоэнергосервис", администрацию городского поселения "Поселок Усть-Мая" Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) привести в первоначальное состояние дощатые переходы, то есть оборудовать четыре гравийных перехода с "адрес" два - к наружу, имеющему два въезда для автомашин и двум воротам для проезда на территорию Ефремовой С.И. твердым покрытием, а именно: застелить досками, обеспечив отвод поверхностных вод.
Требования мотивированы тем, что в 2022 году рядом с указанным домом N 3 АО "Теплоэнергосервис" ремонтировало теплотрассу, в результате чего подъездные пути к гаражу и воротам, ранее застеленные досками, были демонтированы и засыпаны только гравием.
Решением Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части. На АО "Теплоэнергосервис" возложена обязанность привести в первоначальное состояние подъездные пути к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес" В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Теплоэнергосервис" ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ефремова С.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, и квартиры, расположенной в двухквартирном доме по адресу: "адрес"
Ссылаясь на то, что в связи с капитальным ремонтом теплотрассы в июне 2022 года теплоснабжающей организацией АО "Теплоэнергосервис" был демонтирован деревянный настил на подъездных путях к ее земельному участку, который до настоящего времени не восстановлен, Ефремова С.И. обратилась в суд с настоящим иском.
АО "Теплоэнергосервис" является единой теплоснабжающей организацией на территории на основании постановления администрации муниципального образования "поселок Усть-Мая" от 19 апреля 2017 года N 93-П и арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по договору аренды от 5 июня 2017 года, заключенного с администрацией муниципального образования "Поселок Усть-Мая".
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, оценив представленные по делу доказательства по правилам главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, проанализировав Типовые положения охраны коммунальных тепловых сетей, утверждённых приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 1992 года N 197, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения в части требований Ефремовой С.И.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется ввиду следующего.
Согласно положениям пункта 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Исходя из специфики заключенного между администрации муниципального образования "поселок Усть-Мая" и АО "Теплоэнергосервис" договора аренды земельного участка и его цели, а также материалов дела, последний являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывающей в п. Усть-Мая потребителям коммунального ресурса соответствующие коммунальные услуги, принял на себя обязательство выполнять работы по благоустройству территории.
Таким образом, обязанность арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося ресурсоснабжающей организацией, производить за свой счет все необходимые манипуляции с арендуемым имуществом, направленные на поддержание его состояния, в том числе осуществлять восстановление дорожного покрытия в связи с осуществлением капитального ремонта инженерной инфраструктуры сетей теплоснабжения, прямо предусмотрена и законодательством и договором.
Доводы кассационной жалобы о том, что в данном случае у тепловых сетей имеется охранная зона, в пределах которых запрещено размещение иных объектов, отклоняются ввиду следующего.
В силу подпунктов 1, 2 и 5 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом в целях, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 28 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к видам зон с особыми условиями использования территорий относится охранная зона тепловых сетей.
Из изложенного следует, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в публичных интересах и их установление влечет возникновение ограничений использования земельных участков. Однако такие ограничения не являются обременением прав на недвижимое имущество в понимании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о государственной регистрации недвижимости) и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22.
Исходя из положений части 6 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, под подлежащим государственной регистрации обременением недвижимого имущества понимаются сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
При этом сведения об обременениях объектов недвижимости и об ограничениях прав (например, о наложенном аресте) в силу части 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации недвижимости подлежат внесению в реестр прав на недвижимость, тогда как сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (в том числе о границах этих зон) вносятся в реестр границ (часть 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В частности, согласно части 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости в реестр границ вносятся следующие сведения: описание местоположения границ таких зон и территорий (пункт 2); наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий (пункт 3); реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4); содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий) (пункт 6).
Между тем, в рассматриваемом случае, согласно выписке из ЕГРН, границы земельного участка с кадастровым номером N, арендуемого АО "Теплоэнергосервис", не установлены, сведений о наличии установленной границы зоны с особыми условиями также не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции необоснованно приняты новые доказательства, не влекут отмену апелляционного определения, так как возможность представления дополнительных доказательств в суде апелляционной инстанции прямо предусмотрена положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Вопрос относимости и допустимости доказательств определяется судом в порядке главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке, поскольку суд кассационной инстанции в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Теплоэнергосервис" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.