Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Саломатиной Л.А, судей Егоровой А.И, Воробьевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска, действующего в интересах ФИО1, к Краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский психоневрологический интернат" о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи Егоровой А.И, выслушав возражения прокурора Скарлухина М.А,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" о взыскании денежных средств.
В обоснование требований указал, что по результатам прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства о социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов. Установлено, что 1 декабря 2021 года между ФИО1 и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, по условиям которого размер ежемесячной платы не может превышать 75% среднедушевого дохода ФИО1, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно". Включение в расчет платы за предоставляемые интернатом социальные услуги помимо пенсии, суммы, начисляемой ФИО1, ежемесячной денежной выплаты противоречит положениям статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Общая сумма необоснованных удержаний составила "данные изъяты" рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд взыскать с КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу ФИО1 незаконно удержанные за период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2022 года денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей, в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
Решением Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. С КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу ФИО1 взысканы удержанные за период 2020-2022 года денежные средства в размере "данные изъяты" рублей в качестве платы за предоставленные социальные услуги.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 июля 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Помимо прокурора, другие участники процесса в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО1 в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 288 декабря 2013 года N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Поскольку ФИО1 социальные услуги начали оказываться до вступления 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, применив по ходатайству ответчика срок исковой давности в отношении заявленных требований о взыскании неосновательного обогащения за период с июля по декабрь 2019 год, пришли к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования, возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ФИО1 обязан оплачивать социальные услуги в размере, не более 75 процентов получаемой им пенсии.
Доводы жалобы о расширении объема социальных услуг новым правовым регулированием, введенным с 1 января 2015 года, вынужденность изменения условий оплаты социальных услуг при заключении договора с ФИО1 1 декабря 2021 года, противоречит части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", которая устанавливает запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарной форме до 1 января 2015 года, размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на 31 декабря 2014 года, - одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.
Правильность избранной судами позиции по делу подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2022 года N 78-КГ22-36-К3, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 36-КГ21-4-К2).
По существу изложенные ответчиком в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, заявлявшимся им в судах нижестоящих инстанций и получившим соответствующую правовую оценку, при этом о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не свидетельствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.