Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Старовойт Р.К, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах Кравченко Юрия Константиновича к Краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности и взыскании денежных средств, по кассационной жалобе КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, выслушав прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Потаповой Е.Н, судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах Кравченко Ю.К. обратился в суд с иском к КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности производить удержание в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, за предоставленные социальные услуги.
В обоснование требований указано, что Кравченко Ю.К. помещён в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" до 31.12.2014. Ранее отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, были урегулированы положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", в силу которого плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания не могла превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Просил обязать ответчика производить удержание за предоставляемые социальные услуги Кравченко Ю.К. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии; взыскать с КГБУ Хабаровский ПНИ в пользу Кравченко К.Ю. удержанные за период с 01.07.2019г. по 31.07.2022г. денежные средства в размере 84 483, 91 рублей в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 14 ноября 2022 года исковые требования прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах Кравченко Ю.К. удовлетворены: на КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возложена обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги Кравченко Ю.К. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии; с КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу Кравченко Ю.К. взысканы удержанные за период с 01.07.2019 г. по 31.07.2022 г. денежные средства в сумме 84 483, 91 руб, в качестве платы за предоставленные социальные услуги.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик приводит доводы о несогласии с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании кассационного суда прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ Потапова Е.Н. по поводам кассационной жалобы возражала, просила оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы не допущено.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Кравченко Ю.К. (1973 г.) и в период его последующего содержания в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с названным Федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кравченко Ю.К, инвалид II группы, признанный недееспособным в установленном порядке, является получателем социальных услуг в стационарной форме в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" с 1973 года.
1 декабря 2021 года между КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" и Кравченко Ю.К, от имени которого выступил начальник управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений министерства социальной защиты населения Хабаровского края, заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, согласно пункту 9 которого полная стоимость услуг составляет 43 279, 08 рублей, размер ежемесячной платы не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N 442-ФЗ, который составляет 12 892, 44 рублей, а также при расчете на социальное обслуживание учитывается 75 процентов от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год.
С Кравченко Ю.К. в пользу КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" удержано с июля 2019 года по июль 2022 года 84 483 рублей 91 копейка.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст.ст. 3, 17, 31, 32, 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", ст.ст. 16, 24 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (утратил силу с 01.01.2015г.), п.1 Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075, ст.ст. 166, 167, 1103, 1109 ГК РФ, установив, что между Кравченко Ю.К. и КГБУ Хабаровский ПНИ отношения по предоставлению социальных услуг возникли до введения в действие Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ и являются длящимися, полагал, что исчисление платы за социальные услуги в размере 75% среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают положение Кравченко Ю.К. в части размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31.12.2014 г, в связи с чем, пришел к выводам об обоснованности исковых требований прокурора, заявленных в интересах Кравченко Ю.К, и об их удовлетворении. В связи с этими выводами, полагая о незаконности удержания денежных средств за период с 01.07.2019 г. по 31.07.2022 г. в размере 84483, 91 руб, суд первой инстанции взыскал их с ответчика в пользу Кравченко Ю.К, возложив на ответчика обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги Кравченко Ю.К. в размере, не превышающем 75% пенсии.
Судебная коллегия кассационного суда с таким выводами соглашается, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судами обеих инстанций правильно.
Поскольку Кравченко Ю.К. находится на стационарном обслуживании в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" с 1973 года, то есть социальные услуги начали оказываться ему до вступления 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, суды, удовлетворяя исковые требования, пришли к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем, ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере не более 75 процентов получаемой истцом пенсии.
Довод жалобы о расширении объема социальных услуг новым правовым регулированием, введенным с 1 января 2015 года, вынужденность изменения условий оплаты социальных услуг при заключении договора с Кравченко Ю.К. 1 декабря 2021 года, противоречит части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", которая устанавливает запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарной форме до 1 января 2015 года, размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на 31 декабря 2014 года, - одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.
Правильность избранной судом позиции по делу подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2022 года N 78-КГ22-36-К3, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 36-КГ21-4-К2).
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций и повлиявших на исход дела. Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов по обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.