Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Бузьской Е.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах ФИО1 к краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности и взыскании денежных средств, по кассационной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую судебные постановления не подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района г. Хабаровска, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд г. Хабаровска с иском к КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанностей и взыскании денежных средств.
В обоснование требований указано, что между ФИО1 и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 1 декабря 2021 года, согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода. Ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с ФИО1 в пользу КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. За период с июля 2019 по 31 июля 2022 года с ФИО1 удержано 54 243, 66 рублей.
До изменения законодательства и принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предельный размер ежемесячной платы за предоставленные социальные услуги в стационарной форме составлял 75 процентов пенсии получателя социальных услуг, что менее размера оплаты, установленного ФИО1 действующим договором о предоставлении социальных услуг в стационарной форме.
Вместе с тем переходными положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия их предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Ссылаясь на то, что отношения между ФИО1 и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" являются длящимися и возникли до 31 декабря 2014 года, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 процентов среднедушевого дохода получателя услуг будет являться для последнего ухудшающим условием, прокурор просил суд обязать КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" производить удержание за предоставляемые ФИО1 социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, взыскать с ответчика в пользу истца незаконно удержанные за период с 1 июля 2019 года по 31 июля 2022 года денежные средства в качестве платы за предоставленные социальные услуги в размере 54 243, 66 рублей.
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 24 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 мая 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены. На КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возложена обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги ФИО7 в размере, не превышающем 75 процентов пенсии. С КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу ФИО8. взысканы незаконно удержанные за период с 1 июля 2019 года по 31 июля 2022 года денежные средства в сумме 54 243, 66 рублей.
В кассационной жалобе КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить как несоответствующие закону. Указывает, что судами не учтен порядок предоставления социальных услуг и взимания платы до и после 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Законами Хабаровского края от 25 ноября 2015 года N 142, от 29 июня 2016 года N 191, от 31 марта 2021 года N 154 введены дополнительные социальные услуги. Указывает, что учреждение не имеет возможности обеспечить ФИО1 предоставление социальных услуг, соответствующих ранее оказываемым. Предоставление новых социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг и заключенным договором о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 1 декабря 2021 года не прекращает ранее возникшие правоотношения, а дополняет их новыми ранее не оказываемыми услугами, в связи с чем, меняется оплата по договору с 75 процентов пенсии на 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Сохранить прежний перечень услуг и порядок взимания платы в условиях новой законодательной базы, равно как и отделить получателей социальных услуг, поступивших в учреждение до 1 января 2015 года и после, учреждению не представляется возможным.
Прокурором поданы письменные возражения, просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство КГБУЗ "Хабаровский психоневрологический интернат" о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи судебной коллегией отклонено на основании статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ввиду отсутствия для этого технической и организационной возможности.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений допущены не были.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом II группы, инвалидность с детства, бессрочно, получает ежемесячную денежную выплату на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
ФИО1 с 2000 года проживает в КГБУЗ "Хабаровский психоневрологический интернат", которым ему предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
1 декабря 2021 года между КГБУЗ "Хабаровский психоневрологический интернат" и ФИО1, в лице начальника управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений министерства социальной защиты населения Хабаровского края ФИО5, заключен договор N 132 о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, предметом которого является предоставление социальных услуг на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика (п. 1 договора).
Согласно п. 9 договора полная стоимость услуг составляет 43 279, 08 рублей. Размер ежемесячной платы не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N 442- ФЗ, составляет 11 923, 55 рублей, а также при расчете за социальное обслуживание учитывается 75 процентов от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год.
1 января 2022 года для ФИО1 разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг N 11852/3.
В силу положений Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", действовавшее до 1 декабря 2015 года правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
С 1 января 2015 года (даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 года N 1075, установив, что до введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ отношения между ФИО1 и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" являются длящимися и возникли до 31 декабря 2014 года, исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 процентов среднедушевого дохода получателя услуг ухудшает его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014 года, следовательно, ответчиком незаконно удерживались денежные средства, что за период с 1 июля 2019 года по 31 июля 2022 года составило 54 243, 66 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу ФИО1.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции признал вышеуказанные выводы соответствующими нормам материального права, указав, что согласно установленному частью 2 статьи 35 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ переходному регулированию - в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении настоящего дела судами правильно применены нормы материального права.
ФИО1 поступил на стационарное социальное обслуживание в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в 2000 году, в период действия Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Поскольку социальные услуги начали оказываться ФИО1 до вступления 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, суды, удовлетворяя исковые требования, пришли к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере не более 75 процентов получаемой истцом пенсии.
Доводы жалобы аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.