Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Старовойт Р.К, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочук Вячеслава Ивановича к администрации г.Зеи, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании права на получение социальной выплаты, по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области на решение Зейского районного суда Амурской области от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 19 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, судебная коллегия
установила:
Сорочук В.И. обратился в суд с настоящим иском к администрации г. Зеи, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, в обоснование заявленных требований указал, что он был поставлен на учет в администрации г. Зеи как пенсионер для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 1996 году. Ежегодно проходил перерегистрацию. 21 февраля 2023 года истцу выдали отказ в получении жилищного сертификата в виду недостаточности северного стажа на момент постановки на учет. С 30 августа 1975 года по 27 октября 1995 года Сорочук В.И. служил в органах внутренних дел, что не входит в понятие "периоды работы или иной деятельности". Для получения жилищного сертификата истец открыл в ПАО "Сбербанк России" счет. За его открытие заплатил 3 600 рублей.
Просил отменить решение комиссии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об отказе в получении жилищного сертификата на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; включить в его стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, период прохождения им службы в органах внутренних дел с 30 августа 1975 года по 27 октября 1995 года; признать за ним право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом даты постановки на учет; обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области выдать жилищный сертификат, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "пенсионеры", с учетом даты постановки на учет и трудового стажа; взыскать с ответчика 3 600 рублей за открытие истцом счета в ПАО Сбербанк.
Определением Зейского районного суда Амурской области от 5 декабря 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Благовещенска.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 28 марта 2023 года исковые требования Сорочук В.И. удовлетворены частично. Судом постановлено:
Признать незаконным решение комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, выраженное в протоколе N11 от 30 декабря 2022 года, в части отказа в выдаче Сорочуку Вячеславу Ивановичу государственного жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения.
Включить период прохождения Сорочуком Вячеславом Ивановичем службы в органах внутренних дел Российской Федерации с 1 ноября 1975 года по 27 октября 1995 года в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области выдать Сорочуку Вячеславу Ивановичу государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом периода прохождения Сорочуком Вячеславом Ивановичем службы в органах внутренних дел Российской Федерации с 1 ноября 1975 года по 27 октября 1995 года. В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать. В удовлетворении исковых требований к администрации г. Зеи, отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 19 июня 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ответчик) с решением суда первой инстанции и апелляционным определением не соглашается, просит отменить, ссылаясь на неправильно применение норм материального и процессуального права, указывает, что судами не установлены все фактические обстоятельства по делу.
В письменных возражениях на доводы кассационной жалобы Сорочук В.И. возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пришел к выводу, что на дату постановки на учет 18 сентября 1996 года Сорочук В.И. имел необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и соответствовал всем требованиям, предъявляемым законодательством к гражданам, имеющим право на получение социальных выплат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не связывает право на получение субсидии с возникновением права на получение страховой (трудовой) пенсии, а предусматривает при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета наличие необходимого общего трудового стажа, включая прохождение службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исключение периодов службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проходящей в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и у граждан, работающих в иных организациях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в общий стаж применительно к Федеральному закону от 25 октября 2022 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" включаются периоды такой работы, является дискриминационным и противоречит вышеприведенному закону.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ данный Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Согласно статье 7 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Статьей 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ определено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 314 Трудового кодекса Российской Федерации порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае, если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел Российской Федерации с 1 ноября 1975 года по 27 октября 1995 года в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и отсутствии у ответчика оснований для отказа в выдаче Сорочуку В.И. государственного жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии у истца в общей совместной собственности с супругой жилого помещения, которое подлежит учету при определении его права, основаны на неправильном толковании норм гражданского и семейного законодательства и противоречат исследованным в судах первой и апелляционной инстанциях доказательствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зейского районного суда Амурской области от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 19 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Зейского районного суда Амурской области от 28 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.