Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В, судей Бузьской Е.В, Прасоловой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушакова Виктора Ильича, Ушаковой Татьяны Владимировны к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)", администрации города Хабаровска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по кассационным жалобам Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ушаков В.И, Ушакова Т.В. обратились в суд с иском к ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Министерства обороны РФ, администрации г. Хабаровска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указано, что за Ушаковым В.И, проработавшим в ДУ N1 слесарем - сантехником с 1 февраля 2002 года, на основании выписки из протокола N 14 от 14 сентября 2004 года "О распределении служебной, благоустроенной однокомнатной квартиры" закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Хабаровск, кв-л ДОС (Большой Аэродром), дом 51 кв. 300а. Совместно с ним с 2007 года по настоящее время в спорной квартире проживает его супруга Ушакова Т.В... За весь период проживания истцами производилась оплата за наем и содержание квартиры, мест общего пользования, коммунальные услуги. Ушаков В.И. на законных основаниях был вселен в спорное жилое помещение, фактически проживет в нем до настоящего времени, за счет собственных средств осуществляли текущий ремонт. Вопрос о его выселении как самоуправно вселившегося или временного жильца, либо по иным основаниям, уполномоченным лицом за весь период проживания не ставился, порядок и основание вселения и проживания истцов, в установленном порядке не оспаривались.
С учетом уточнений Ушаков В.И. просил суд признать только за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" в порядке приватизации.
Определением суда от 9 января 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Минобороны России, в качестве третьего лица - Жаворонков Ю.В..
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 8 февраля 2023 года исковые требования Ушакова В.И. удовлетворены. За Ушаковым В.И. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: г. "адрес". В удовлетворении исковых требований Ушаковой Т.В. отказано.
Поскольку к участию в деле не было привлечено ФГАУ "Росжилкомплекс", апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 июня 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ "Росжилкомплекс").
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 июля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым за Ушаковым В.И. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: "адрес". В удовлетворении требований Ушаковой Т.В. отказано.
В кассационной жалобе ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Министерства обороны РФ просит апелляционное определение отменить как несоответствующее закону. Указывает, что на момент подачи иска 14 декабря 2021 года правообладателем спорного жилого помещения КУ "Дальневосточное ТУИО" Министерства обороны РФ не являлось. Настаивает на том, что спорное жилое помещение не передавалось в муниципальную собственность, в связи с чем, не утратило статус служебного жилого помещения и не подлежит приватизации.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации выражает несогласие с апелляционным определением ввиду того, что в материалы дела не представлено доказательств исключения спорного жилого помещения из числа служебных.
В письменном отзыве Администрация г. Хабаровска полагает апелляционное определение подлежащим отмене, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось, Администрация г. Хабаровска не является собственником спорного жилого помещения ввиду чего требования истца к администрации не подлежат удовлетворению как заведомо не исполнимые.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам части 1 статьи 379.6 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, решением Исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов N43/3 за Чернореченской КЭЧ закреплена, в том числе, служебная квартира по адресу: "адрес".
Согласно выписке из протокола N 14 от 14 сентября 2004 года совместного заседания ПК Ю-6 с администрацией домоуправления N1, Чернореченской КЭЧ принято решение о выделении служебной благоустроенной однокомнатной квартиры по адресу: "адрес", площадью 14, 5 кв.м на состав семьи 1 человек слесарю-сантехнику Ушакову В.И..
26 сентября 2005 года между Минобороны России в лице начальника Чернореченской КЭЧ и Ушаковым В.И. заключен жилищный договор N 262, согласно которому начальник предоставляет служащему и совместно проживающим с ним членам его семьи служебное жилое помещение на срок с 15 апреля 2005 года по 14 апреля 2006 года.
16 августа 2006 года между Чернореченской КЭЧ и Ушаковым В.И. заключен типовой договор служебного найма жилого помещения N 56, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование изолированное служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности на основании свидетельства о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть" от 15 июня 2001 года N02700864, состоящее из 1 комнаты в однокомнатной квартире общей площадью 28, 4 кв.м, в том числе жилой 14, 5 кв.м по адресу: "адрес", для временного проживания в нем, а также производит с ООО "ТПК ЛВС" оформление необходимых документов на техническое обслуживание жилого помещения.
Согласно распоряжению от 14 ноября 2007 года N 1706 "О безвозмездной передаче имущества" жилой дом N "адрес") в "адрес" был передан от Чернореченской КЭЧ в собственность муниципального образования "городской округ "Город Хабаровск".
На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1871 ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России реорганизована путем присоединения к ФГУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.
На основании приказа Директора Департамента военного имущества Минобороны России от 6 мая 2021 года N 1720 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России, квартира, расположенная по адресу: "адрес", закреплена на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс".
Из поквартирной карточки следует, что в спорной квартире зарегистрированы: Ушаков В.И, 15.05.1955 года рождения, - наниматель, Ушакова Т.В, 04.04.1972 года рождения, - жена, Жаворонков Ю.В, 18.07.1992 года рождения, - сын.
23 марта 2022 года истцы обратились в адрес ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России с заявлением о признании за Ушаковым В.И. права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение, по результатам рассмотрения которого направлен ответ об отсутствии оснований для приватизации спорной квартиры, поскольку она является служебной.
Согласно представленной администрацией города Хабаровска информации от 29 августа 2022 года N1-35/4083 жилой дом N по "адрес" передан в муниципальную собственность распоряжением Территориального Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 14 ноября 2007 года N 1706 с формулировкой: "жилой дом, в том числе функциональное (встроенное) помещение I - (1-34) S=1320, 5 кв.м, I (40-43) площадью 38, 8 кв.м, служебное помещение NN N (за исключением площадей помещения и другого имущества дома, принадлежащего другим лицам на праве собственности, функциональное (встроенное) помещение I - (1-34) S=1320, 5 кв.м, I (40-43) площадью 38, 8 кв.м, служебное помещение NN N)". Жилое помещение N в "адрес" в реестре (учет) жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Хабаровска не значится. Сведениями о включении (исключении) жилого помещения N "адрес" "адрес" управление жилищного фонда и приватизации жилья администрации города не располагает. Решение о предоставлении жилого помещения N в "адрес" администрацией города не принималось.
Из ответа Управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска от 30 января 2023 года NУ-179 следует, что квартира N N в "адрес" муниципальной собственностью не является. Сведениями о выдаче ордера или договора социального найма на жилое помещение N "адрес" в "адрес" администрация города не располагает. Жилой "адрес" "адрес" передан в муниципальную собственность распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 14 ноября 2007 года N 1706, однако служебное помещение N N в доме в муниципальную собственность не передавалось.
Из информации МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области от 6 июля 2023 года N 5932.1-08 следует, что объект недвижимого имущества: "служебное жилое помещение", месторасположение: "адрес" в реестре федерального имущества согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 не учтен и правообладателями федерального имущества к учету не заявлен.
Из справки КГБУ "Хабкрайкадастр" от 30 июня 2023 года N 5282 следует, что право собственности за Ушаковым В.И, 15.05.1955 года рождения, в Хабаровском крае не зарегистрировано. Согласно выписке из ЕГРН от 27 июня 2023 года за Ушаковым В.И. зарегистрировано право собственности на спорное жилое помещение, дата государственной регистрации права - 26 апреля 2023 года.
Разрешая заявленные требования по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда руководствуясь положениями статей 217 Гражданского кодекса РФ, Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", судебная коллегия исходила из того, что спорное жилое помещение утратило статус служебного после его передачи от Чернореченской КЭЧ в собственность муниципального образования "городской округ "Город Хабаровск", и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Установив, что спорное жилое помещение предоставлено Ушакову В.И. на законных основаниях, в спорном жилом помещении Ушаков В.И. проживает с 2004 года, ранее Ушаков В.И. в приватизации не участвовал, учитывая позицию Ушаковой Т.В. и Жаворонкова Ю.В. об отказе от участия в приватизации в пользу Ушакова В.И, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении требований Ушакова В.И. о признании за ним права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: "адрес".
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, как следует из материалов дела, такое решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях договора социального найма как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не принималось. Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" предоставлено Ушакову В.И. в качестве служебного.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
В соответствии со статьей 7 Закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Определяя статус спорного жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма, в связи с чем, имеет право на его приватизацию.
Между тем данный вывод суда не основан на законе и противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
Из положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что служебные жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус служебных в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Вместе с тем, из материалов настоящего гражданского дела следует, что на основании распоряжения Территориального Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 14 ноября 2007 года N 1706 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть в собственность муниципального образования городской округ "город Хабаровск" и акта приема-передачи, утвержденного 19 декабря 2007 года, жилой дом по адресу: "адрес", передан в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" с формулировкой: "жилой дом, в том числе функциональное (встроенное) помещение I - (1-34) S=1320, 5 кв.м, I (40-43) площадью 38, 8 кв.м, служебное помещение NN N (за исключением площадей помещения и другого имущества дома, принадлежащего другим лицам на праве собственности, функциональное (встроенное) помещение I - (1-34) S=1320, 5 кв.м, I (40-43) площадью 38, 8 кв.м, служебное помещение N N)". Решения о передаче служебного жилого помещения N в муниципальную собственность уполномоченным органом не принималось (т.1, л.д.166-167).
Кроме того, из передаточного акта от 1 апреля 2011 года (т. 1, л.д. 157-158) следует, что в связи с реорганизацией федерального государственного учреждения "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, федеральное государственное учреждение "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района" передало федеральному государственному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России имущество, в том числе жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", что свидетельствует о том, что спорное жилое помещение находилось в ведении Минобороны Российской Федерации, в муниципальную собственность в составе многоквартирного дома не предавалось, статус служебного не утратило.
Принимая во внимание, что между сторонами возникли правоотношения по предоставлению и пользованию служебным жилым помещением, поскольку на момент предоставления жилого помещения оно обладало статусом служебного, предоставлялось Ушакову В.И. в указанном статусе, сведений о том, что собственником принято решение об исключении спорного жилого помещения из состава специализированного в материалах дела не имеется, то вывод суда апелляционной инстанции о применении к спорным правоотношениям норм жилищного законодательства о договоре социального найма, в том числе положений статьи 7 Закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, и признании за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, с учетом положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", нельзя признать законным и обоснованным, сделанным на полной и всесторонней оценке представленных в материалы дела доказательств.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать отвечающим требованиям статьи 195 ГПК Российской Федерации, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 ГПК Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, определить характер правоотношений сторон и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 июля 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.