Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-223/2023 по административному исковому заявлению Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети" к Министерству тарифной политики Красноярского края об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного ответчика Министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 28 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя Министерства тарифной политики Красноярского края М, возражения представителя Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети" Р, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 23 ноября 2022 года N 414-п "О внесении изменений в приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2018 года N 431-п "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Муниципальным предприятием Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети" (пгт Тура, ИНН N)" (далее - Приказ N 414-п) для потребителей Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети" (далее - Общество) установлены новые тарифы на тепловую энергию (мощность) (Приложения N 1-18 к данному Приказу).
Согласно пункту 3 Приказа N 414-п установленные на 2023 год тарифы действуют с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года.
Общество обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим со дня принятия Приказ N 414-п, в части установления корректирующих тарифов:
- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по СЦТ (системе централизованного теплоснабжения) N2 Ессей: для потребителей, в случае отсутствия дифференцированных тарифов по схеме подключения одноставочный тариф 44 029, 66 руб./Гкал (стр.9.1.); для населения (с учетом НДС) в размере 52 835, 59 руб./Гкал (стр.10.1) (приложение N 3);
- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по СЦТ N2 Ессей: для потребителей, в случае отсутствия дифференцированных тарифов по схеме подключения одноставочный тариф 12 589, 35 руб./Гкал (стр.9.1.); для населения (с учетом НДС) в размере 15 107, 22 руб./Гкал (стр.10.1) (приложение N 4);
- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по СЦТ N3 Кислокан: для потребителей, в случае отсутствия дифференцированных тарифов по схеме подключения одноставочный тариф 54 920, 45 руб./Гкал (стр.9.1.); для населения (с учетом НДС) в размере 65 904, 54 руб./Гкал (стр.10.1) (приложение N 5);
- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по СЦТ N3 Кислокан: для потребителей, в случае отсутствия дифференцированных тарифов по схеме подключения одноставочный тариф 52 339, 91 руб./Гкал (стр.9.1.); для населения (с учетом НДС) в размере 62 807, 89 руб./Гкал (стр.10.1) (приложение N 6);
- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по СЦТ N5 Тура: для потребителей, в случае отсутствия дифференцированных тарифов по схеме подключения одноставочный тариф 13 036, 77 руб./Гкал (стр.9.1.); для населения (с учетом НДС) в размере 15 644, 12 руб./Гкал (стр.10.1) (приложение N 9);
- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по СЦТ N5 Тура: для потребителей, в случае отсутствия дифференцированных тарифов по схеме подключения одноставочный тариф 8 850, 95 руб./Гкал (стр.9.1.); для населения (с учетом НДС) в размере 10 621, 14 руб./Гкал (стр.10.1) (приложение N 10);
- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по СЦТ N9 Горный: для потребителей, в случае отсутствия дифференцированных тарифов по схеме подключения одноставочный тариф 23 816, 96 руб./Гкал (стр.9.1.); для населения (с учетом НДС) в размере 28 580, 35 руб./Гкал (стр.10.1) (приложение N 17);
- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по СЦТ N9 Горный: для потребителей, в случае отсутствия дифференцированных тарифов по схеме подключения одноставочный тариф 20 103, 41 руб./Гкал (стр.9.1.); для населения (с учетом НДС) в размере 24 124, 09 руб./Гкал (стр.10.1) (приложение N 18).
В обоснование указано, что при определении необходимой валовой выручки органом регулирования были необоснованно исключены либо снижены расходы по следующим статьям затрат: "Расходы на топливо", "Расходы на капитальный ремонт", "Амортизация основных средств и нематериальных активов", "Выпадающие доходы".
В результате чего были установлены тарифы, в оспариваемой части, в экономически необоснованном размере, чем нарушены права и законные интересы административного истца.
Решением Красноярского краевого суда от 28 июня 2023 года административный иск удовлетворен, оспариваемый приказ признан недействующим в части с даты его принятия.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, неверного применения норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование указывает на то, что судом неверно истолкован пункт 18 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, при рассмотрении законности снижения расходов по статье "Затраты на поставку нефти". При этом суд не дает оценку иным существенным для рассматриваемой спорной статьи затрат фактическим обстоятельствам дела.
В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети", выражают мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в сфере теплоснабжения регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Полномочиями по регулированию указанных тарифов наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении), Согласно подпункту 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере теплоснабжения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением требований к его форме, процедуре принятия и введению в действие. В указанной части решение суда не обжалуется.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении, государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, составляющие необходимую валовую выручку, включаются, в том числе расходы на топливо, цена на которые определяется в соответствии с пунктами 28 и 37 Основ ценообразования, в том числе на основании цены, установленной в договоре, заключенном по результатам проведения торгов.
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования).
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19 декабря 2018 года N 431-п по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) на тепловую энергию на 2019 - 2023 годы была установлена необходимая валовая выручка для Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети".
В целях корректировки тарифов на тепловую энергию на 2023 год, на основании обращения Общества от 26 апреля 2022 года, решением органа регулирования, принятом на заседании правления (выписка из протокола от 23 ноября 2022 года N 114), на основании экспертного заключения N 144-18 на 2023 год, утвержден объем необходимой валовой выручки Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские теплосети" на 2023 год в размере 1255620, 39 тыс.руб.
Административным истцом оспаривается не включение в необходимую валовую выручку на 2023 год расходов по статье "Расходы на топливо".
Общество предлагало включить расходы в размере 866660, 78 тыс.руб, однако органом регулирования расходы снижены на 171066, 15 тыс.руб. и приняты в размере 694594, 63 тыс.руб. (СЦТ N 5 Тура и СЦТ N 9 Горный).
Основанием для снижения указанных расходов послужило, по мнению административного ответчика, нарушение предусмотренного пунктом 18 Правил регулирования срока предоставления в Министерство тарифной политики Красноярского края контракта на поставку топлива (нефти) N 63/ЭА/11/22 от 14 ноября 2022 года, который был предоставлен 14 ноября 2022 года. При этом орган регулирования исходил из того, что первоначально заседание правления Министерства тарифной политики Красноярского края было назначено на 17 ноября 2022 года, в связи с чем данный договор должен был быть представлен не позднее 10 ноября 2022 года.
Вместе с тем, согласно пункту 18 Правил регулирования регулируемая организация вправе представить по своей инициативе в орган регулирования дополнительные документы и материалы к предложению об установлении цен (тарифов) до 1 декабря текущего года, но не позднее чем за 7 календарных дней до дня заседания правления (коллегии) органа регулирования, по итогам которого принимается решение об установлении цен (тарифов).
Из материалов дела усматривается, что заседание правления Министерства тарифной политики Красноярского края, по итогам которого было принято решение об установлении цен (тарифов) состоялось 23 ноября 2022 года. Таким образом, в силу требований пункта 18 Правил регулирования, Общество вправе было предоставлять дополнительные документы в орган регулирования в срок до 16 ноября 2022 года, при этом указанный контракт на поставку топлива (нефти) был представлен административным истцом 14 ноября 2022 года, соответственно для его оценки у административного ответчика имелось более 7 дней. При таком положении, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, у органа регулирования отсутствовали основания, предусмотренные действующим законодательством, для исключения данных расходов из необходимой валовой выручки на 2023 год.
Доводы апеллянта о предоставлении контракта с нарушением сроков, установленных пунктом 18 Правил регулирования, основаны на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы о явном превышении цены контракта также являются несостоятельными, поскольку доказательствами по делу не подтверждены, анализ фактических расходов на топливо в предыдущие периоды и для иных организаций согласно экспертному заключению до принятия тарифного решения органом регулирования не проводился.
Красноярским краевым судом дана надлежащая правовая оценка обоснованности исключения Министерством тарифной политики Красноярского края из состава необходимой валовой выручки Общества расходов по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в размере 14627, 59 тыс.руб, затрат по статье "Расходы на капитальный ремонт" в размере 12058, 27 тыс.руб. по СЦТ N 5 Тура, по статье "Расходы на оплату труда", с приведением убедительной аргументации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, последовательны, материалам дела не противоречат.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Красноярского краевого суда имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 28 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.