Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям И. на вступившее в законную силу решение судьи Ярославского областного суда от 22 июня 2023 года, вынесенное в отношении Тутаевского отделения Ярославской региональной общественной организации "Областное общество охотников и рыболовов" (далее - Общество), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям И. от 3 марта 2023 года N Тутаевское отделение Ярославской региональной общественной организации "Областное общество охотников и рыболовов" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Решением судьи Тутаевского городского суда Ярославской области от 27 апреля 2023 года постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям И. от 3 марта 2023 года N изменено, размер административного штрафа снижен до 250000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Ярославского областного суда от 22 июня 2023 года постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям И. N от 3 марта 2023 года отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям И. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Ярославского областного суда от 22 июня 2023 года, считая его незаконным.
Тутаевское отделение Ярославской региональной общественной организации "Областное общество охотников и рыболовов", Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура, извещенные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, возражения на неё не представили.
Согласно части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении, по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из представленных материалов следует, что в период с 16 января по 7 февраля 2023 года Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, законодательства о ветеринарии в деятельности Тутаевского отделения Ярославской региональной общественной организации "Областное общество охотников и рыболовов" Тутаевского муниципального округа Ярославской области. 17 января 2023 года, в день проведения проверки, на территории базы Общества по адресу: "адрес" на хранении находились шкуры и головы 20 лосей, добытых в ходе охоты 23 декабря 2022 года. Помещение для хранения биологических отходов Общества охладительным и морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами оборудовано не было. Кроме того, проверкой установлено, что 23 декабря 2022 года в ходе охоты производилась разделка добытых 20 лосей и отходы разделки надлежащим образом не утилизированы, а выброшены в лесу по месту добычи. Действующий договор на утилизацию биологических отходов с предприятием по утилизации биологических отходов у Общества отсутствовал, как и печи (крематоры, инсинераторы).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица и решение судьи районного суда, судья областного суда пришел к выводу о том, что правовая оценка доводам защитников Общества о том, что деятельность организации со сбором, утилизацией и уничтожением биологических отходов напрямую не связана; головы и шкуры 20 лосей, находившиеся на хранении на территории Общества и обнаруженные 17 января 2023 года в ходе проверки были добыты в результате незаконной охоты, изъяты из незаконного владения дознавателем и им же вверены Обществу на хранение; туши лосей разделывались и перемещались в место хранения по указанию сотрудников правоохранительных органов и были уничтожены надлежащим образом - путем сжигания в специальной установке по указанию следователя, не дана. Допущенные нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно
рассмотреть дело об административном правонарушении. Однако, с учетом того, что на дату рассмотрения в Ярославском областном суде жалобы
председателя Общества С. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек, возможность устранения вышеуказанных недостатков утрачена, производство по делу было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Указанные выше выводы судьи областного суда являются правомерными, основанными на доказательствах находящимся в материалах дела об административном правонарушении, которым судом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что Общество не предприняло достаточных и необходимых мер для выполнения требований ветеринарного законодательства являлись предметом проверки судьи областного суда, получили правовую оценку, обосновано отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Кроме того, по смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
В силу пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", необходимо учитывать, что в постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решении по результатам рассмотрения жалобы на это постановление не могут содержаться выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу недопустимо, так как это ухудшает положение этого лица.
Указанная правовая позиция корреспондируется с положениями статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права судьёй областного суда не допущено.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что решение судьи Ярославского областного суда от 22 июня 2023 года является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Ярославского областного суда от 22 июня 2023 года, вынесенное в отношении Тутаевского отделения Ярославской региональной общественной организации "Областное общество охотников и рыболовов", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям И. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.