Судебная коллегия по административным делам
Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В. и Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 17 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 28 ноября 2022 года по административному делу
по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-202/2022).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А, судебная коллегия
установила:
12 апреля 2022 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области, впоследствии реорганизованная
в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы
по Тамбовской области (далее - налоговый орган), подала в Знаменский районный суд Тамбовской области административный иск к Родиной А.В.
о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 рублей, недоимки по водному налогу за второй и третий кварталы
2020 года в размере 4 131 рубля, пеней за несвоевременную уплату водного налога в размере 68 рублей 7 копеек (л.д. 4-6, 34, 158-159).
17 августа 2022 года Знаменский районный суд Тамбовской области постановилрешение об удовлетворении административного
иска (л.д. 105-109). Родина А.В. обжаловала его в апелляционном порядке.
28 ноября 2022 года судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда вынесла апелляционное определение, которым оставила решение районного суда без изменения (л.д. 173-177).
В кассационной жалобе, поданной через Знаменский районный суд Тамбовской области 4 апреля 2023 года, Родина А.В. просит отменить судебные акты и оставить административный иск без рассмотрения.
По мнению административного ответчика, суды не приняли во внимание
тот факт, что решением Арбитражного суда Тамбовской области
от 12 мая 2021 года она признана банкротом. С учётом этого обстоятельства требования налоговой инспекции подлежали рассмотрению в рамках дела
о банкротстве.
Налоговый орган направил письменные возражения на кассационную жалобу, просил оставить судебные акты без изменения.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Проверив материалы административного дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что такие основания по данному административному делу отсутствуют.
Конституция Российской Федерации предписывает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года
N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями
по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и
в полном объёме уплачивать страховые взносы (подп. 2 п. 1 ст. 6, абз. 3 п. 2 ст. 14). Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абз. 3 ст. 2).
Аналогичные требования об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование установлены для индивидуальных предпринимателей Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
(п. 2 ч. 1 ст. 11, п. 2 ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 22).
В Налоговом кодексе (далее - НК) Российской Федерации
в соответствующей редакции также указано, что индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Они должны самостоятельно производить исчисление сумм страховых взносов подлежащих уплате за расчётный период и исполнять обязанность по плате страховых взносов в совокупном фиксированном размере не позднее
31 декабря текущего календарного года. Неисполнение обязанности
по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом плательщику страховых взносов требования об уплате страховых взносов и применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате страховых взносов, предусмотренных данным Кодексом (п. 1, 6 и 9 ст. 45, абз. 2 п. 1 ст. 52, подп. 2 п. 1 ст. 419, абз. 2 п. 2 ст. 432).
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы
в фиксированном размере за 2020 год: на обязательное пенсионное страхование - 32 448 рублей; на обязательное медицинское страхование -
8 426 рублей (абз. 2 подп. 1 и подп. 2 п. 1 ст. 430).
НК Российской Федерации устанавливает водный налог.
Налоговым периодом признаётся квартал. Налог подлежит уплате в срок
не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 8 ст. 13, гл. 25, ст. 333.11, п. 2 ст. 333.14).
При уплате налогов и страховых взносов с нарушением срока уплаты плательщик страховых взносов уплачивает пени (п. 2 ст. 57, ст. 75).
Суды установили, что 14 мая 2020 года Арбитражный суд Тамбовской области принял заявление Родиной А.В. о признании банкротом. Административный ответчик не исполнил обязанность по уплате водного налога за второй и третий кварталы 2020 года и страховых взносов
за 2020 год. Решением Арбитражного суда Тамбовской области
от 12 мая 2021 года Родина А.В. признана банкротом.
Обоснованность начисления налога, взносов и пеней за указанные
в административном исковом заявлении периоды проверены судами надлежащим образом и не оспариваются административным ответчиком.
Исходя из обстоятельств административного дела и приведённых правовых норм, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в судах первой и второй инстанции, были мотивировано и обоснованно отклонены со ссылками на соответствующе правовые нормы.
С учётом п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года
N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и разъяснений, изложенных в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 гола N "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", содержание которых подробно приведено в обжалованных судебных актах, судебная коллегия соглашается с выводом о том, что, поскольку исходя из установленных законом сроков уплаты водного налога и страховых взносов обязательства по уплате обязательных платежей и санкций возникли после принятия арбитражным судом заявления
Родиной А.В. о признании её банкротом, требования об их взыскании подлежали рассмотрению в общем порядке.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского районного суда Тамбовской области
от 17 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Тамбовского областного суда
от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.