Судебная коллегия по административным делам
Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В. и Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента образования и науки города Москвы на решение Мещанского районного суда города Москвы от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 марта 2023 года по административному делу
по административному иску ФИО2 в интересах
её несовершеннолетнего ребёнка ФИО1
об оспаривании бездействия Департамента образования и науки города Москвы, выразившегося в нерешнии вопроса о предоставлении места
в дошкольном общеобразовательном учреждении (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-701/2022).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А, объяснения представителя административного ответчика Иванова А.В, поддержавшего кассационную жалобу, объяснения административного истца Лобановой А.С, возражавшей против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
2 июня 2022 года Лобанова А.С. продала в Мещанский районный суд города Москвы административный иск к Департаменту образования и науки города Москвы (далее - департамент), просила: признать незаконным и дискриминационным бездействие в решении вопроса об устройстве
её несовершеннолетнего ребёнка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, в дошкольное учреждение, находящееся в доступной близости
от места проживания; обязать департамент образования реализовать право ребёнка на бесплатное дошкольное образование путём создания
и предоставления места в группе полного дня Государственного бюджетного образовательного учреждения "Школа N 1392 имени Д.В. Рябинкина"
в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу
(л.д. 2-11).
13 июля 2022 года Тверской районный суд города Москвы вынес решение о частичном удовлетворении административного иска:
признал незаконным бездействие департамента, выразившееся
в непредоставлении ФИО1 места в дошкольном образовательном учреждении на закреплённой территории в соответствии с приказом департамента образования от 4 декабря 2015 года N 3511 "О закреплении образовательных организаций за микрорайонами (территориями)
города Москвы" с учётом территориальной доступности; обязал департамент рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места его проживания (л.д. 70-77).
Департамент обжаловал решение суда в апелляционном порядке. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 марта 2023 года решение суда остановлено без изменения (л.д. 94-100).
В кассационной жалобе, поданной через Тверской районный суд города Москвы 23 марта 2023 года, департамент просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении административного иска в связи
с неверным определением обстоятельств, имеющих значение
для административного дела, и неправильным применением норм материального права. По мнению административного ответчика, суды не учли, что свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях вблизи места жительства ФИО1 не имелось. Административный истец не лишён возможности обратиться
в негосударственное образовательное учреждение. Конституционный Суд Российской Федерации указывал на то, что отсутствие свободных мест является объективным основанием для отказа в приёме детей
в образовательное учреждение. ФИО1 поставлен на очередь
по зачислению в детские образовательные учреждения.
Его права не нарушены. Административный ответчик не допускал незаконного бездействия.
Административный истец направил письменные возражения против кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Проверив материалы административного дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на неё, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит
к выводу о том, что таких оснований по данному административному делу
не имеется.
Согласно Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Закон об образовании закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приёма в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение
по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём в образовательную организацию граждан, имеющих право
на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 1 и 3 ст. 67).
В соответствии с Законом города Москвы от 20 июня 2001 года N 25
"О развитии образования в городе Москве" организация предоставления дошкольного образования детей в образовательных организациях города Москвы относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования (п. 3 ч. 1 ст. 10).
Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного образования (п. 1 Положения о Департаменте образования и науки города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП).
Суды установили, что ФИО1 проживает в городе Москве и имеет право на получение дошкольного образования в общеобразовательной организации. 28 сентября 2017 года Лобанова А.С. подала заявление
на зачисление ФИО1 в государственную образовательную организацию системы образования города Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление Лобановой А.С. было принято. ФИО1 зарегистрирован
в электронную очередь, однако на момент рассмотрения дела в суде место
в образовательной организации ФИО1 не предоставлено.
Исходя из обстоятельств административного дела и приведённых правовых норм судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что на административном ответчике лежит обязанность принять конкретные меры, направленные на обеспечение права
ФИО1 получать бесплатное образование в государственной образовательной организации. Доказательств принятия таких мер административный ответчик не предоставил. Постановка в очередь
на зачисление в детские общеобразовательные учреждения к указанным мерам не относится, поскольку сама по себе не позволяет реализовать право на получение образования.
Таким образом, судами правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену принятого решения.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 13 июля 2022 года
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования и науки города Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.