Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа - город Галич Костромской области на решение Галичского районного суда Костромской области от 29 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 06 марта 2023 года по административному делу N 2а-546/2022 по административному исковому заявлению Галичского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа - город Галич Костромской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя прокуратуры Блошенковой А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Галичский межрайонный прокурор Костромской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ - город Галич Костромской области в лице администрации городского округа - город Галич Костромской области (далее по тексту - Администрация) об оспаривании бездействия, выразившегося в невключении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: "адрес", в краткосрочный план капитального ремонта.
Прокурор просил возложить обязанность на Администрацию включить указанные дома в краткосрочный план "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа город Галич Костромской области на 2023-2025 годы", утверждённый постановлением Администрации от 07 сентября 2022 года N 582 (далее по тексту - Краткосрочный план).
Требования мотивированы тем, что невключение указанных домов в Краткосрочный план нарушает права граждан на своевременное и качественное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на безопасность жилища.
Решением Галичского районного суда Костромской области от 29 ноября 2022 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 06 марта 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрации ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов, обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации городского округа - город Галич от 06 сентября 2019 года N 595 утвержден краткосрочный план "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского, округа - город Галич Костромской области на 2020-2022 годы", в редакции постановления администрации городского округа - город Галич Костромской области о внесении изменений в постановление от 29 декабря 2021 года N662 "Об утверждении краткосрочного плана на 2020-2022 годы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов".
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: "адрес" в указанный план не включены.
Согласно региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утверждённой постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года N100-а, в указанных домах запланирован капитальный ремонт.
По результатам проверки главе Администрации 24 февраля 2022 года прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Письмом от 29 марта 2022 года N 1187, глава Администрации сообщил, что администрация не имеет возможности включить в Краткосрочный план на 2020-2022 годы многоквартирные дома, расположенные но вышеуказанным адресам, на том основании, что поступившие взносы, внесённые собственниками многоквартирных домов, проживающих на территории муниципального образования город Галич, на общий счёт регионального оператора "Фонд капитального ремонта" составляют 3 439 234, 13 рублей в год. На данные средства возможно включить в краткосрочный план не более четырёх многоквартирных домов в год. Многоквартирные дома включаются в Краткосрочный план согласно очереди, утверждённой постановлением администрации Костромской области N 100-а от 26 марта 2014 года.
Постановлением главы администрации городского округа - город Галич Костромской области от 07 сентября 2022 года N582 утвержден краткосрочный план капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа - город Галич Костромской области, на 2023-2025 годы.
Спорные дома N 1 по улице Ленина, N 28 по улице Луначарского, N 18 по улице Свердлова и N36 по улице Свободы города Галич Костромской области в указанный Краткосрочный план капитального ремонта не включены.
Удовлетворяя требования прокурора, и возлагая на Администрацию обязанность включить многоквартирные дома в Краткосрочный план, суд первой инстанции, руководствуясь нормами раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", Закона Костромской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" от 25 ноября 2013 года N 449-5-ЗКО, исходил из того, что отказ включить спорные дома в Краткосрочный план произведен произвольно, в отсутствие правовых оснований для принятия такого решения. Доказательств, подтверждающих наличие оснований для невключения спорных многоквартирных жилых домов в Краткосрочный план, административным ответчиком не представлено.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Обстоятельства дела и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выводам, подробно изложены в обжалуемых судебных актах.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7 статьи 168 ЖК РФ).
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области регулируются Законом Костромской области N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области".
Частями 1 и 2 статьи 11 названного Закона предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта утверждается администрацией Костромской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Региональная программа включает, в том числе плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой постановлением администрации Костромской области, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.
В соответствии с положениями статьи 13 Закона N 449-5-ЗКО органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области (часть 1).
Утвержденные органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в срок до 10 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в уполномоченный орган и региональному оператору (часть 2).
Уполномоченный орган в срок до 15 октября года, предшествующего планируемому, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (часть 3).
Постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года N 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы (далее по тексту - Региональная программа).
Пунктом 20 Региональной программы предусмотрено, что Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области. В целях выполнения данного условия Региональная программа сформирована на тридцатилетний период 2014-2043 годы. Первый год реализации Региональной программы - 2014 (пункт 20 Региональной программы).
Плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приведены в приложение N1 к настоящей Региональной программе (пункт 21 Региональной программы).
В частности, в приложении N 1 (в редакции постановления администрации Костромской области от 26 сентября 2022 года N 475-а) указаны многоквартирные дома N 1 по улице Ленина (порядковый номер 607), N 28 по улице Луначарского (порядковый номер 629), N 18 по улице Свердлова (порядковый номер 695) и N 36 по улице Свободы (порядковый номер 704) города Галич Костромской области. Проведение капитального ремонта в данных домах запланировано в периоды 2017-2019, 2020-2022, 2023-2025 годы.
Региональная программа подлежит ежегодной актуализации не позднее 1 декабря года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы, в порядке согласно приложению N 2 к настоящей Региональной программе (пункт 23 Региональной программы).
Пунктом 2 Порядка актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы (приложение N 2 к Региональной программе) предусмотрено, что актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы (далее - Региональная программа) заключается в изменении информации по перечню многоквартирных домов (далее также - Порядок).
В силу пунктов 3 и 4 Порядка основаниями для актуализации Региональной программы, в том числе, являются: изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в Региональную программу; изменение периодов проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Региональную программу, с учетом проведенных в текущем году работ по капитальному ремонту. Актуализация Региональной программы осуществляется ежегодно.
В целях актуализации Региональной программы органы местного самоуправления и региональный оператор ежегодно, в срок до 15 октября года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы:
1) обновляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов на основании результатов мониторинга, в том числе вносят сведения о проведенных в рамках Региональной программы работах (услугах) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;
2) отображают сведения о выбытии или появлении многоквартирных домов, подлежащих исключению (включению) в Региональную программу по состоянию на 1 октября года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы, представляют соответствующие сведения о них (пункт 5 Порядка).
Судами обеих инстанций установлено, что административный ответчик не обращался в приведенном выше порядке по вопросу актуализации Региональной программы по спорным домам.
Региональной программой предусмотрено выполнение работ в спорных домах по капитальному ремонту крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК. Изменения, предусматривающие перенос указанного срока на более поздний период, в Региональную программу, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не вносились.
Необходимость проведения капитального ремонта крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения в спорных домах административным ответчиком не оспорена.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о включении спорных домов в Краткосрочный план на 2023-2025 годы.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в этих судебных актах.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Галичского районного суда Костромской области от 29 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 06 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа - город Галич Костромской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.