Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В. и Денисова Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного фонда развития филантропии на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 апреля 2023 года, вынесенные по административному иску Благотворительного фонда развития филантропии к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения незаконным, обязании исключить сведения из реестра, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителей Фонда ФИО2, ФИО5, поддержавших жалобу, Министерства юстиции Российской Федерации на основании доверенности ФИО6, возражавшей против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Благотворительный фонд развития филантропии (далее - Фонд) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N о включении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В обоснование доводов Фонд указывал на неправомерность включения его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, поскольку для этого необходимо два условия: получение денежных средств от иностранной организации и участие в политической деятельности, в которой Фонд не участвует.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 апреля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 сентября 2023 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Конституция Российской Федерации признает право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30).
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации, обязывая граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15), допускает возможность ограничения права на объединение федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в Федеральном законе от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции на дату вынесения оспариваемого распоряжения) (далее - Закон о некоммерческих организациях) понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
вовлечение граждан, в том числе "данные изъяты", в указанную деятельность;
финансирование указанной деятельности.
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность (пункт 6 статьи 2 указанного Закона).
Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом (пункт 10 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях).
Некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (абзац второй пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях).
На основании абзаца третьего пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В соответствии с требованиями пункта 10 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N 223 утвержден Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).
В силу пункта 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (подпункт "а" пункта 6, пункт 9, пункт 11, пункт 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, абзацем восьмым части первой статьи 29 Закона об общественных объединениях (абзац 3 пункта 10 Порядка).
Вместе с тем, при невыполнении некоммерческой организации, обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ. При наличии приведенных выше оснований, в силу пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях уполномоченный орган принимает решение о включении такой организации в указанный реестр, о чем не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения направляет уведомление (пункт 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (пункт 21 Порядка).
Судами установлено и из материалов дела следует, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Фонд включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Распоряжение издано на основании материалов проверки, проведенной ГУ Минюста России по Москве, в ходе которой получена информация о получении Фондом иностранного финансирования, в объеме, изложенном в обжалуемых судебных актах.
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что Фонд является дочерней структурой британского благотворительного фонда "Чаритиз Эйд Фаундейшн", систематически финансирует некоммерческие организации, осуществляющих политическую деятельность и включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: осуществляет публичные обращения к высшим должностным лицам Российской Федерации; является исполнителем ряда проектов, направленных на содействие деинституционализации детей-сирот в России и наращивания потенциала российских общественных организаций, работающих в сфере поддержки социальных и экономических прав людей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции исходили из того, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции органа и при наличии к тому оснований, без нарушения порядка и прав административного истца.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации сформулированной в Постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П, для признания некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента необходимы следующие условия:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Осуществление же некоммерческой организацией деятельности в таких областях, как наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт, защита растительного и животного мира, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество, не относится к политической деятельности, занятие которой может служить основанием для признания такой организации выполняющей функции иностранного агента, - даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, но при условии, что эти цели не выходят за пределы (рамки) соответствующей области деятельности.
Факт финансирования из иностранных источников Фонда и осуществления им политической деятельности, в том числе в форме публичных обращений и финансирования осуществляющих указанную деятельность НКО, включенных в соответствующий реестр, подтвержден доказательствами, представленными в материалы дела, которым суды обеих инстанций дали надлежащую правовую оценку.
В связи с изложенным правовые основания для признания оспариваемого административным истцом распоряжения незаконным отсутствуют.
Доводы жалобы, со ссылкой на договоры пожертвования, о недоказанности участия Фонда в политической деятельности, выводы судов об обратном не опровергают и по сути направлены на переоценку доказательств, исследованных судами обеих инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного фонда развития филантропии - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Кассационное определение изготовлено 14 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.