Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Репиной Е.В, с участием прокурора Саниной О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 27 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 16 мая 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-3885/2021 по административному иску ФИО1 о признании недействующим в части постановления Мэрии г. Ярославля от 1 июля 2014 года N 1637 "О плате за наем жилых помещений", заслушав доклад судьи Репиной Е.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Мэрии г. Ярославля от 01 июля 2014 года N 1637 "О плате за наем жилых помещений" утверждены:
-порядок расчета размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования (приложение 1);
-базовые ставки платы за наем жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов, за исключением муниципального жилищного фонда коммерческого использования (приложение 2).
Данное постановление опубликовано в газете "Городские новости" N 55 от 5 июля 2014 года.
Впоследствии в указанное постановление внесены изменения постановлением Мэрии г. Ярославля от 24 июня 2015 года N 1183, от 23 декабря 2016 года N 1838.
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, требования которого уточнены в судебном заседании, о признании недействующим в части постановления Мэрии г. Ярославля от 1 июля 2014 года N 1637 "О плате за наем жилых помещений", указывая, что Мэрия в своем постановлении приравняла жителей, проживающих по договорам социального найма с жителями, проживающими по договорам найма жилого фонда социального использования и жителями, проживающими по договорам коммерческого найма. По мнению административного истца, это незаконно, поскольку условия заключения договоров значительно отличаются. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 718-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов", Жилищный кодекс РФ (статья 156.1), административный истец указала, что оплата за наем осуществляется в соответствии с тарифом оплаты найма жилья за 1 кв.м. Размер оплаты за наем периодически менялся, до 1 июля 2014 года составлял "данные изъяты" рублей за квартиру площадью "данные изъяты" кв.м. С момента принятия оспариваемого постановления от 1 июля 2014 года N 1637 по настоящее время, плата за наем стала фиксированной и составляет "данные изъяты" рублей в месяц.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 16 мая 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 сентября 2023 года, ФИО1 просит об отмене состоявшихся судебных актов с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Суды двух инстанций, установив принятие оспариваемого муниципального правового акта уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, пришел к верному заключению о его соответствии в оспариваемой административным истцом части требованиям жилищного законодательства.
Позиция судов первой и апелляционной инстанций основана на правильном применении норм материального права, регламентирующих вопросы платы за жилое помещение.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 23 июля 2013 года N140 утвержден Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля (вместе с "Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля") (далее - Положение).
Согласно пункту 11.1 Положения муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Ярославлю.
Пунктом 11.2 Положения в зависимости от целей использования, в соответствии с жилищным законодательством муниципальный жилищный фонд подразделяется на: муниципальный жилищный фонд социального использования; специализированный муниципальный жилищный фонд; муниципальный жилищный фонд коммерческого использования.
В соответствии с пунктом 11.6 Положения мэрия г. Ярославля устанавливает размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: "адрес", предоставлена административному истцу по договору социального найма, является муниципальным жилым фондом.
Согласно постановлению Мэрии г. Ярославля от 01 июля 2014 года N 1637 "О плате за наем жилых помещений" базовые ставки платы за наем жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов, установлены в зависимости от срока службы дома - старше 70 лет в размере "данные изъяты" руб. за кв.м.
С учетом внесенных в постановление Мэрии г. Ярославля от 01 июля 2014 года N 1637 "О плате за наем жилых помещений" изменений постановлением от 23 декабря 2016 года базовая ставка платы за наем жилых помещений для дома старше 70 лет с учетом индексации составляет "данные изъяты" руб. за кв.м.
Ежемесячное начисление платы за наем жилого помещения по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м. составляет "данные изъяты" руб.
Правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги относятся к предмету регулирования жилищного законодательства (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.В соответствии с положениями части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления, в частности, отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - плата за пользование жилым помещением).
Плата за пользование жилым помещением входит в структуру платы за жилое помещение (пункт 1 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации), ее размер устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома, не должен приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, от внесения названной платы освобождаются граждане, признанные в установленном порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма (части 4, 5 и 9 этой же статьи).
Федеральный законодатель, внеся изменения в часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ, ввел в действие императивную норму, согласно которой плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определив тем самым единый подход для всех муниципальных образований при осуществлении правового регулирования вопроса установления платы за пользование жилым помещением.
С 1 января 2017 года действуют и определяют единые требования к установлению размера платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, утвержденные приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 года N 668/пр.
Суд, проанализировав названные положения закона, пришел к верному выводу, что, утверждая в 2014 году порядок расчета размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, и базовые ставки платы за наем жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, орган местного самоуправления действовал в пределах предоставленной компетенции, оснований для исключения из оспариваемого постановления текста "договорам социального найма", не имеется.
Проверяя содержание оспариваемого постановления на соответствие приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд указал, что утверждая порядок расчета размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, и базовые ставки платы за наем жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, орган местного самоуправления действовал с соблюдением положений Жилищного кодекса РФ.
На момент подготовки и принятия оспариваемого муниципального правового акта действовали Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда (далее - Методические указания), утвержденные приказом Министерства строительства Российской Федерации от 2 декабря 1996 года N 17-152.
Судами установлено, что при расчете базовых ставок за наем жилых помещений требования Методических указаний N17-152 соблюдены.
В соответствии с данной методикой установление базовой ставки за наем жилого помещения проводилось исходя из определения отчислений на реновацию муниципального жилого фонда. Использована классификация жилых зданий по группам капитальности и величины соответствующих норм амортизационных отчислений, утверждённых Постановлением от 22 октября 1990 года N 1072. В каждой группе зданий определён размер отчислений на полное восстановление 1 кв.м. общей площади жилого здания в месяц.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Ярославля от 05 июня 2015 года отказано в удовлетворении заявленных требований прокурора г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления Мэрии г. Ярославля N 1637 от 1 июля 2014 г. "О плате за наем жилых помещений". Установлено соответствие постановления Мэрии г. Ярославля N 1637 от 1 июля 2014 г. "О плате за наем жилых помещений" требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу. Экономическая обоснованность установления размера базовых ставок платы за наем жилых помещений по договорам социального найма, были проверены в ходе рассмотрения дела. Данные обстоятельства не подлежат доказыванию при новом рассмотрении дела.
Судами обоснованно отклонены доводы административного истца о несоответствии оспариваемого постановления Мэрии N 1637 Распоряжению Правительства РФ от 30 апреля 2014 года N 718-р, так как указанное распоряжение не регулирует вопросы платы за наем жилого помещения, имеет иной предмет регулирования - в сфере определения размера платы за коммунальные услуги. При этом плата за коммунальные услуги и плата за наем жилого помещения обособлены друг от друга, что следует из статьи 154 Жилищного кодекса РФ.
Ссылка административного истца на постановление Правительства РФ от 21 мая 2005 года N 315, которым утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения, отвергнута судами, поскольку типовым договором не регулируются отношения по установлению платы за наем жилого помещения и определению ее размеров - в нем содержится указание на обязанность нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам и тарифам (подпункт "з" пункта 4 Типового договора).
Обоснованно отклонены доводы административного истца о необходимости издания отдельного нормативного акта "О плате за наем жилого помещения" для граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма, поскольку с учетом требований Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства в их нормотворческую деятельность со стороны органов государственной власти.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, получившую правовую оценку, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов двух инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 27 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 16 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.