Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 4 июля 2023 года, вынесенное по административному делу N 2а-85/2023 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения ФИО1 и его представителя Савинской Л.О, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 12 по Владимирской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате земельного налога за 2020 год в размере "данные изъяты" руб, пени "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп; задолженности по уплате транспортного налога за 2020 год в размере "данные изъяты" руб, пени "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере "данные изъяты" руб, пени "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере "данные изъяты" руб.; пени в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, мотивируя требования тем, что обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена.
Судом произведена замена административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Владимирской области на правопреемника Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Владимирской области, а затем на Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области.
Определением Ленинского районного суда г. Владимира от 2 февраля 2023 года производство по административному делу в части требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2020 год в сумме "данные изъяты" руб. прекращено в связи с отказом истца от иска.
Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 2 февраля 2023 года административный иск удовлетворен частично, с ФИО1 взысканы пени: по транспортному налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; по налогу на имущество физических лиц за 2020 год "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; по земельному налогу за 2020 год "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; всего "данные изъяты" ("данные изъяты") руб. "данные изъяты" коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 4 июля 2023 года решение в части отказа в удовлетворении требований УФНС по Ивановской области о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, 2020 год; по земельному налогу за 2020 год, отменено с вынесением нового решения, которым с ФИО1 взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере "данные изъяты" рублей, за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей; по земельному налогу за 2020 год в размере "данные изъяты" рублей, на общую сумму "данные изъяты" рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 сентября 2023 года, заявитель Морозов И.И. просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Приводит доводы о том, что 24 января 2023 года налогоплательщиком перечислены денежные средства в сумме "данные изъяты" руб. в счет уплаты налога на имущество физических лиц "данные изъяты" руб.; земельного налога за 2020 год в размере "данные изъяты" руб. 31 января 2023 года перечислено отдельной квитанцией "данные изъяты" рубля. Перечисленные платежи признаются единым налоговым платежом, как перечисленные налогоплательщиком после 1 января 2023 года в бюджетную систему РФ. Суд апелляционной инстанции, делая вывод о правомерности распределения поступивших денежных средств в счет погашения недоимки за 2014-2021 годы, исходил из положений п. 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ, а также наличия совокупной обязанности по уплате налога, которую не проверил, обстоятельств наличия совокупной задолженности не исследовал. Судом не проверено соблюдение сроков обращения в суд. Также ссылается на допущенные судом процессуальные нарушения, выразившиеся в непринятии судом отказа от иска.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении дела, ФИО1 в 2019-2020 году являлся собственником объектов налогообложения.
1 сентября 2021 года в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года N об уплате транспортного налога за 2020 год в общей сумме "данные изъяты" руб, земельного налога за 2020 год в сумме "данные изъяты" руб, налога на имущество физических лиц за 2020 год в общей сумме "данные изъяты" руб, которое возвращено отправителю по иным обстоятельствам.
Через личный кабинет налогоплательщика ФИО1 направлялось налоговое уведомление N от 26 ноября 2020 года по перерасчету налога на имущество физических лиц за 2019 год в общей сумме "данные изъяты" руб.
16 декабря 2021 года ФИО1 направлено требование об уплате налога N о необходимости в срок до 27 января 2022 года уплатить задолженность по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени на общую сумму в "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для взыскания земельного налога за 2020 год, налога на имущество физических лиц за 2019 и 2020 года, не имеется, поскольку задолженность по налогам погашена административным ответчиком, о чем свидетельствуют квитанции от 24 и 31 января 2023 года.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога ФИО1 исполнена с нарушением установленного законом срока, суд первой инстанции взыскал с административного ответчика пени за период с 2 по 15 декабря 2021 года в общей сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представленные налогоплательщиком квитанции не подтверждают уплату в полном объеме спорных налогов, поскольку оплаченная ФИО1 в январе 2023 года задолженность по налогам в размере "данные изъяты" руб. правомерно была распределена согласно пункту 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и зачтена в погашение задолженности по налогам за более ранние налоговые периоды.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал, что поступившие суммы в порядке части 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ автоматически распределены в счет задолженности по транспортному налогу за 2014-2021 гг. в размере "данные изъяты" руб, налогу на имущество физических лиц за 2017-2019 г. в размере "данные изъяты" руб, земельному налогу с физических лиц за 2019 г. в размере "данные изъяты" руб, по налогу на доходы физических лиц за 3 месяца 2020 г. в размере "данные изъяты" руб.
Поскольку сумма поступивших 24.01.2023 денежных средств учтена налоговым органом в счет уплаты транспортного налога в размере "данные изъяты", УФНС России по Ивановской области отказалось от части исковых требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2020 г.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от УФНС России по Ивановской области поступило заявление об уменьшении исковых требований ввиду поступления 21 марта 2023 г. от административного ответчика платежа на сумму на сумму "данные изъяты" руб. Указанная сумма в соответствии со ст.45 НК РФ автоматически распределена в счет погашения задолженности: по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в размере "данные изъяты" руб.; налогу на имущество в размере "данные изъяты" руб, из них за 2019 в размере "данные изъяты", за 2020 г. в размере "данные изъяты".; по налогу на имущество за 2020 г. в размере "данные изъяты" руб.
Таким образом, судом апелляционной инстанции определена сумма к взысканию по состоянию на 20 июня 2023 г. - "данные изъяты".
Полагая, что судом апелляционной инстанции неверно истолкованы нормы Налогового кодекса РФ и Федерального закона 263-ФЗ, административный ответчик в кассационной жалобе ссылается на неправомерный учет сумм налоговой задолженности за период с 2014 - 2019 годов при формировании сальдо ЕНС.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, которыми введены единый налоговый счет и единый налоговый платеж.
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса совокупной обязанностью признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Налогового кодекса РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом, иные суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из пункта 2 статьи 11.3 Налогового кодекса РФ, единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица (далее в настоящей статье - сальдо единого налогового счета) формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах: 1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов.
Таким образом, сальдо ЕНС, сформированное на 01.01.2023, учитывает сведения об имеющихся на 31.12.2022 суммах неисполненных обязанностей. При этом к суммам неисполненных обязанностей относятся суммы неисполненных обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов. Недоимка по налогам, не признанная налоговым органом безнадежной к взысканию по состоянию на 31 декабря 2022 г, включается в сальдо ЕНС на 1 января 2023 г.
Учитывая, что административный ответчик указывал со ссылкой на положения пп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона N 263-ФЗ о наличии разногласий при формировании сальдо ЕНС и невозможности включения в сальдо недоимки по налогам за периоды 2014-2019 года, ссылаясь на безнадежность взыскания таких налогов, суду апелляционной инстанции необходимо было проверить указанные доводы, предложить участникам процесса провести индивидуальную сверку расчетов, дать правовую оценку обоснованности формирования начального сальдо ЕНС.
Допущенные нарушения судом апелляционной инстанции являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ФИО1, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При новом рассмотрении административного дела необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 4 июля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение во Владимирский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 27 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.